Афиша. 31 марта-06 апреля 2003

Выставки

“Говорит и показывает плакат”.

Так называется выставка, которая проходит в объединении “Фотоцентр”.

Плакат. Горластый выкрик времени, сгусток истории, символ эпохи. Его можно было бы назвать и советским лубком, и отцом политического пиара, и предшественником современных рекламных щитов. Знаменитые плакаты Дмитрия Моора “Ты записался добровольцем?”, Ираклия Тоидзе “Родина-мать зовет”, работы Александра Родченко давно стали классикой жанра и предметом для изучения рекламистов, политтехнологов и дизайнеров. Модерн и конструктивизм, соцреализм и неорусский стиль – это лишь неполная палитра направлений. На выставке представлено около 100 оригиналов и репродукций, не публиковавшиеся ранее работы известных художников и раритетные плакаты начала прошлого века.

Выставка открыта до 5 апреля

Гоголевский бульвар, 8, Фотоцентр

Тел.: 290 69 96, 291 86 02

В Государственном литературном музее проходит выставка, посвященная 70-летию выдающегося художника-аниматора Аркадия Тюрина (1932-2003). Мультфильм по знаменитой повести Лескова “Левша”, вышедший на экран в 1964 году, в одночасье сделал художника знаменитым. Работа над эскизами продолжалась почти два года: для создания трогательного образа русского умельца художник изучал традиции печатного лубка и гравюры на металле, осваивал секреты книжной графики, ездил в российскую глубинку. В числе работ аниматора такие мультфильмы, как “Кто сказал мяу?”, “Как котенку построили дом”, “Снегурка”, “Сеча при Керженце”, “Как один мужик двух генералов прокормил”. Фильм “25-е, первый день”, своеобразный анимационный плакат к 60-летию Октябрьской революции, создан в эстетике художников 20-х годов – работ Лентулова, Альтмана, Петрова-Водкина.

Аркадий Тюрин много лет преподавал во ВГИКе, занимался книжной иллюстрацией: красочно оформлял издания Гоголя, Некрасова, Лескова, Горького, сборники русских народных сказок. На выставке представлены не только эскизы к мультфильмам, но и неизвестная широкой публике живопись и графика из семейного архива художника.

Выставка продлится до 8 апреля

Трубниковский пер., 17

Тел.: 202 46 18

В музее Храма Христа Спасителя открылась Патриаршая выставка церковного искусства. 94 экспоната выставки станут постоянной экспозицией – неотъемлемой частью музея и всего храмового комплекса.

Коллекция Московской Патриархии – собрание истинных раритетов церковного искусства – впервые представлена широкой публике. Здесь можно понять, что представляет собой икона как жанр: уникальные памятники из Византии и Македонии, Греции и Италии, Малой Азии и Северной Европы, древнерусские иконы большинства известных школ говорят о многообразии направлений и неисчерпаемости темы.

Византийская икона “Рождество Христово” (XIV в.), только недавно попавшая в руки специалистов, вызывает серьезный научный интерес. Каменный барельеф – фрагмент алтарной преграды (Копты, V-VI вв.), на котором изображены Ной, голубь с веткой и воскресший Лазарь, по своему духу и стилистике напоминает поиски XX века в области наивного искусства. А перед Фаюмским портретом (Египет, V-VI вв.) и вовсе останавливаешься как завороженный: этот прародитель иконописи гипнотизирует своей необычностью и силой, оставляя после себя ощущение чего-то очень живого и неподвластного времени.

Храм Христа Спасителя

Тел.: 924 80 58, 924 84 90

Музей открыт ежедневно с 10.00 до 18.00

Книги

Харуки Мураками – писатель читаемый. Чем-то притягивает этот американизированный японец загадочную русскую душу. Роман “Охота на овец” стабильно держится в списке бестселлеров: в прошлом месяце он опять попал в лидеры продаж. Мураками безжалостно интригует: бесконечные тайны, мистические совпадения, шарады, которые он загадывает своим читателям… Здесь есть и закрученный сюжет, и тонкая символика, и ирония, и размышления о вечном. “Охота на овец” – роман насквозь игровой. Писатель жонглирует словами, фразами и ситуациями. Названия глав могут привести в восторг любого эстета: “Вселенная глазами червяка”, “И пришел человек-овца”, “Личное шоссе господина ветра”.

Что же такое овца и как на нее охотиться? Это внешне безобидное существо с родимым пятном в форме звезды. Стоит ли говорить, что от подобной овцы можно ждать одних неприятностей? “У твари была целая куча щупалец; эти щупальца она вонзала мне то в нос, то в уши – и лакомилась мной, как коктейлем через соломинку, отсасывая душу, выжимая меня, как лимон…” Овца проникает к героям внутрь и заполняет их целиком, лишая мыслей, воли и памяти, но приоткрывая взамен щелку в Горнило Вселенной.

Овца, безусловно, символ. То ли стремления к мировому господству, то ли извечных человеческих слабостей. Мураками намеренно размывает образ и оставляет после прочтения романа ощущение нарочитой непонятности и… некоторой поверхностности.

Издательство “Амфора”,

серия “Новый век”

Музыка

Творчество Jazz Tap Ensemble (JTЕ) – слияние двух стихий американской культуры – джаза и степа. Заводная, заразительная чечетка в сочетании с живой импровизацией джаза – это творческая спонтанность и непредсказуемость, достигшая предельного профессионализма. Ансамблем талантливых музыкантов и виртуозных танцоров руководит Линн Дэлли, опытная танцовщица, обладающая множеством премий и неиссякаемой любовью к джазу. Создавшая более 30 оригинальных степ-хореографий, она находится в постоянном поиске хореографических форм: выбор жанра предполагает игру фантазии и стремление к новизне. Имея свою постоянную студию в Лос-Анджелесе, труппа много гастролирует по Соединенным Штатам и за их пределами. За свою более чем 20-летнюю историю коллектив отбивал чечетку в Кеннеди-центре и Карнеги-холле, в лондонском театре Riverside, парижском Theatre de la Ville, лионском Доме танца, устраивал настоящий джазовый фейерверк на фестивалях степа в Нью-Йорке, Денвере, Портланде, Хьюстоне, Бостоне и Сан-Франциско, фестивале “Якобс Пиллоу” в Сполето, мадридском фестивале танца. В Россию JTE приезжает впервые. Большой концерт пройдет 18 апреля в Кремлевском дворце, а 4 апреля джаз будет в клубе JVL.

JVL,

ул. Новослободская, д. 14/19, стр. 7

Тел.: 978 56 44, 978 23 19, 978 10 30, 978 23 64

Кино

27 марта в московский прокат поступил фильм “Демон-любовник” французского режиссера Оливье Ассаяса (“Ирма Веп”, “Холодная вода”, “Сентиментальные судьбы”). “Демон-любовник” – это современный фильм-фантазия, который будит самые сокровенные желания, размывая границы между вымыслом и действительностью.

“В новом фильме я хотел коснуться сложного вопроса о том, как графика сегодня взаимодействует с реальным миром, – говорит режиссер. – Очень скоро мы сможем в виде мультипликации воссоздавать героев, которых трудно будет отличить от живых людей. Рассказывая эту историю, я позволил себе отправиться в путь по волнам бессознательного. Я думаю, что фантазия может открыть нам не только видимое, но и скрытое от глаз”.

Театр

В “Табакерке” прошла премьера: “Аркадия” знаменитого английского драматурга Тома Стоппарда в постановке режиссера Александра Марина.

Сюжет в “Аркадии” раздваивается. При единстве места (огромный загородный дом – поместье лорда Крума) действие происходит попеременно то в прошлом, то в настоящем. Начало XIX столетия, фраки и изысканность манер то и дело сменяются джинсами, автомобилями и современной лексикой. Фабула закручена и небанальна. Профессор Бернард Солоуэй (Алексей Гуськов) и писательница Ханна Джарвис (Луиза Хуснутдинова) с головой погружены в разгадывание тайны поместья. Филолог выдвигает дерзкую гипотезу о том, что лорд Байрон, будучи в гостях у Крумов, соблазняет жену бездарного стихотворца Чейтера, убивает на дуэли несчастного рогоносца и спасается бегством за пределы Англии. В научном и околонаучном мире эти неизвестные подробности из жизни великого поэта-романтика должны произвести сенсацию.

Исторические изыскания героев то и дело прерываются погружением в старинный слой пьесы: те персонажи, которые в предыдущей сцене были лишь пыльными строчками, материалом для исследований, вдруг оживают, начинают любить и размышлять о природе вещей.

Действие направлено на зрителя сразу с двух сторон: временные пласты перекрещиваются, перетекают друг в друга, подобно сообщающимся сосудам, чтобы слиться в едином финале…

Спектакль идет в помещении ДК МЭЛЗ,

ул. Чаплыгина, д. 1а

Тел.: 928 77 92

Заказ билетов http: //www.tabakov.ru/boxoffice/

Балет

Легендарный французский хореограф Морис Бежар зачастил в Москву. На этот раз он привез балет “Мать Тереза и дети мира” – размышление о религиозной терпимости, милосердии и толерантности. Он рассказывает о том, как мать Тереза воспринимала жизнь Калькутты, вступая в диалог с представителями самых разных вероисповеданий. “Я представлю на подмостках ее символ веры, ее религию, ее общественную и личную жизнь”, – говорит Бежар. Единственный спектакль состоится 7 апреля на сцене ГЦКЗ “Россия”.

Москворецкая набережная, 1

Тел.: 955 95 20

Журнал «Финанс.» № 5 (31 марта-06 апреля 2003) – Личное
“Говорит и показывает плакат”.

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.