Преемственность

Впервые за последние несколько лет политикам и чиновникам предстоит решать не только повседневные вопросы, но и работать над достижением стратегических целей, принимая самое действенное участие в создании новой, уникальной для современной России системы власти, которая должна будет обеспечить баланс сил в постпутинский период.

Уходя – приходи. Впрочем, называть этот период постпутинским можно лишь с большими оговорками. Бесспорно, после 2008 года нынешний Президент РФ не уйдет с «политического олимпа» (что он сам недавно подтвердил в ходе «прямой линии» с жителями страны) и по крайней мере на протяжении еще нескольких лет будет оставаться самым влиятельным человеком в России.

Потенциально именно это и создает максимальную неопределенность. Сформированная за годы правления Владимира Путина властная система, ставшая чем-то вроде надстройки над Конституцией и превратившая Россию из президентской в суперпрезидентскую республику, даст преемнику нынешнего президента колоссальные полномочия. Между тем история России показывает, что и двоевластие, и модное во внешнеполитическом контексте слово «многополярность» неизбежно приводят к жесткому противостоянию политических кланов. Противостояние это достаточно часто продуцируется на всю территорию страны.

В самый простой сценарий – в то, что Владимир Путин выберет преемника и начнет постепенно отходить в сторону, шаг за шагом передавая ему формальные и неформальные атрибуты власти, сегодня мало кто верит. Если бы нынешний президент отдавал предпочтение именно этому варианту, то он вряд ли бы санкционировал появление нескольких преемников (даже если в реальности оно носит виртуальный характер).

Конечно, обкатка кандидатов и выбор из них наиболее подходящего имеет немало плюсов. Однако реализация этой стратегии на столь высоком уровне может привести к дестабилизации ситуации и расколу политической элиты на тех, кто решил поставить на одного, а кто – на другого. Магическое для современной России слово «стабильность» потребовало бы иного развития событий, близкого к смене элиты по китайскому варианту, когда имя преемника становится известно за два-три года до фактической смены власти и правящая элита постепенно принимает нового главу государства.

России предстоит пережить иной сценарий передачи власти. Вместо однонаправленной операции «преемник», то есть передачи власти от одного человека к другому, будет реализована, точнее сказать, уже начала реализовываться сложная и многомерная операция под названием «преемственность».

Сложность и многомерность этой «операции» в том, что она одновременно должна привести к достижению сразу двух, отчасти противоречащих друг другу целей. С одной стороны, обеспечить преемственность нынешней и будущей системы власти. С другой – преемственность Путина-президента и Путина «образца 2008 года». Формальные инструменты регулирования при этом могут быть сменены на неформальные.

Рейтинг в подарок. Несмотря на кажущуюся сложность, добиться второй цели, по крайней мере на первом этапе, будет проще, чем первой, поскольку почти весь свой президентский срок Владимир Путин был как формальным, так и неформальным лидером страны.

Пока рейтинг нынешнего президента будет значительно выше, чем рейтинг любого другого человека или группы людей, значительных проблем возникнуть не должно. Уже обкатанная на выборах в Госдуму схема, когда Владимир Путин «делился» своей популярностью с «Единой Россией» (а в 1999 году – и с СПС), будет стабильно работать, позволяя нынешнему президенту контролировать формирование органов власти.

Серьезной проблемой может стать существенный рост рейтинга потенциального преемника. Его в любом случае необходимо поднять до 25–30%, чтобы, приплюсовав часть путинского рейтинга, без проблем пройти выборы-2008. Однако дальнейший рост популярности позволит следующему президенту постепенно перетягивать на себя функции не только формального, но и неформального лидера страны, что таит в себе потенциальную опасность.

Поэтому одной только поддержкой рейтинга нынешнего президента на максимально высоком уровне дело, естественно, не ограничится. Трансформация нынешней системы власти неизбежна. В ее основе – перераспределение власти и формирование механизма сдержек и противовесов, в центре которой по-прежнему будет находиться Владимир Путин. И здесь России, бесспорно, придется пойти своим путем. Более «суверенную» демократию, чем та, которая сложится в России после 2008 года, даже трудно придумать.

Неформалы. Аналоги складывающейся в России системы власти найти действительно сложно. Какой бы ни была ее конструкция после 2008 года, главная ее особенность очевидна. Новая система будет зависеть не от неких формальных устоев – структуры органов власти и полномочий, закрепленных за конкретными органами, а от того, кто и какие должности будет занимать в этих органах. Иными словами, будущая система власти станет еще более неформальной и субъективной, чем нынешняя.

Самый яркий пример в данном случае – это, бесспорно, место будущей работы Владимира Путина. Не важно, какую должность нынешний президент займет после выборов 2008 года, статус органа или структуры, в которой он будет «трудоустроен», резко возрастет, а ее аппарат имеет все шансы стать чем-то вроде политбюро.

Чтобы понять это, достаточно предположить совсем уж гипотетическую ситуацию. К примеру, стоит Владимиру Путину стать президентом Российского союза юристов, почетным членом которого он сейчас является, и эта организация в кратчайшие сроки превратится в мощную «правозащитную» структуру, имеющую отношение ко всему: от проблем ЖКХ до военной реформы.

Миссия – выполнима? Процесс построения новой системы власти можно условно разделить на две составляющие. Во-первых, формирование ее «новых» центров – в узком смысле слова распределение ключевых должностей между наиболее влиятельными представителями российской политической элиты. Во-вторых, создание механизма, который не позволит одному из этих центров получить слишком много полномочий и влияния.

Усложняет задачу необходимость среднесрочного планирования. Новая система власти должна успешно функционировать не год-полтора, а как минимум до завершения следующего избирательного цикла. Именно поэтому в 2007 году принимать непосредственное участие в ее создании придется не только администрации президента, но и многим другим органам.

Как ни странно это звучит, но возможно сложнее всего в данной ситуации придется не администрации президента, а формально не связанному с формированием внутренней политики органу – Минфину. Буквально за несколько месяцев ему предстоит разработать первый в российской истории трехлетний бюджет, который должен будет учитывать не только экономические реалии и соответствовать нормативной базе, но и стать одним из гарантов сохранения генеральной «линии».

Профицитный федеральный бюджет и стабилизационный фонд, аккумулирующий сверхдоходы от экспорта углеводородов, – одни из главных достижений двух президентских сроков Владимира Путина. Финансовые ресурсы, сконцентрированные в них, дают возможность изменить политику государства.

Трехлетний федеральный бюджет (на 2008–2010 годы) значительно ограничивает такую возможность. Чтобы внести в него необходимые изменения и дополнения, потенциальному преемнику необходимо будет добиться согласия обновленной и менее однородной, чем сегодня, политической элиты. В противном случае процесс внесения поправок, которые могут предполагать все что угодно – от резкого роста расходов на оборону до скупки акций российских корпораций за счет бюджета, будет легко остановлен.

Пример трехлетнего бюджета как одного из элементов механизма сдержек и противовесов, ограничивающего концентрацию полномочий в одном из центров власти, важен сразу по нескольким причинам. Во-первых, уже в середине нынешнего года он должен хотя бы частично пролить свет на среднесрочные приоритеты российской политической элиты. Федеральный бюджет на 2007 год в силу его предвыборности в данном случае нельзя считать надежным индикатором. Хотя вероятность того, что именно он станет фундаментом для трехлетнего бюджета, велика.

Во-вторых, нельзя не замечать абсолютно нетипичный характер трехлетнего бюджета, необычайную для современной России формальность и обезличенность. После того как бюджет на 2008–2010 годы будет принят, он в некотором роде будет жить своей жизнью, с которой придется считаться и следующему министру финансов, и всему российскому правительству.

Поляризация. Построение новой системы власти должно стать главной проверкой на дееспособность для российской политической элиты. Ее самоорганизация вокруг «новых» центров власти может привести к более отчетливой поляризации, чем, к примеру, отживающее свое время разделение окружения Владимира Путина на «питерских», «силовиков» и «либералов». От того, каким образом будут построено взаимодействие между центрами власти, напрямую зависит принятие многих ключевых решений. При этом основным критерием эффективности новой системы власти можно будет считать частоту апеллирования к Владимиру Путину как к последней инстанции – она не должна быть ни слишком частой, ни слишком редкой.

СУДЬБА ПРЕЗИДЕНТА

«Мы с вами сможем влиять»

Из стенограммы прямой линии Президента РФ с гражданами России (http://www.president-line.ru/):

Кокаев А.: «Аркадий, водитель. Владимир Владимирович, мы все знаем, что вы после 2008 года уходите. Что будет с нами и со страной после 2008 года?»

Путин В.В.: «Аркадий, думаю, что все будет хорошо, даже уверен в этом. Более того, по моему глубокому убеждению, Россия вступает в совершенно новый этап своего развития….

Что касается меня, то, я говорил, Конституция – даже несмотря на то, что мне моя работа нравится, – Конституция не дает мне права баллотироваться третий раз подряд. Но, даже утратив властные полномочия и рычаги президентской власти, я думаю, что, не подгоняя Основной закон под свои личные интересы, мне удастся сохранить самое главное, чем должен дорожить человек, который занимается политикой, – ваше доверие. И, используя это, мы с вами сможем влиять на жизнь в нашей стране и на то, чтобы гарантировать ее развитие поступательным образом с тем, чтобы оказывать влияние на то, что происходит в России».

Устройство и труд

Политологи по-прежнему спорят, какую должность может занять нынешний Президент РФ Владимир Путин после 2008 года.

Среди наиболее популярных версий – спикер Совета Федерации, председатель совета директоров «Газпрома» (сам Владимир Путин публично опроверг это предположение), глава Общественной палаты и даже лидер «Единой России». Одним из последних вариантов «трудоустройства», получивших широкое обсуждение, стала должность председателя Конституционного суда, который, как известно, переезжает из Москвы в Петербург.

В целом можно выделить несколько отличительных черт, которыми должна обладать будущая должность президента. Во-первых, она должна иметь высокий статус. Во-вторых, не должна угрожать рейтингу нынешнего президента, то есть минимизировать возможности для снижения его популярности. В-третьих, оставлять Владимиру Путину достаточно много «свободного» времени для занятия более «важными» делами. В-четвертых, у нынешнего президента не может быть начальника, то есть орган или структура, где он будет работать, формально никому не должны быть подчинены. Кроме того, можно выделить два необязательных, но желательных требования к месту работы Владимира Путина – возможность содержать достаточно мощный аппарат и «выход» на международную арену.

ПРЕЕМНИК

Уже все ясно?

По данным ВЦИОМа, в 2006 году первый вице-премьер Дмитрий Медведев смог одержать победу в «забеге преемников».

Его рейтинг доверия на конец года составлял 16%, тогда как рейтинг его, как считается, основного соперника – министра обороны Сергея Иванова лишь 12%.

Между тем изначально позиции Дмитрия Медведева были гораздо слабее. В начале прошлого года ему доверяли лишь 2% опрошенных (Сергею Иванову – 4%). Более того, почти весь 2006 год в «забеге преемников» лидировал именно Сергей Иванов. Однако с середины года, достигнув 10%, его рейтинг стал расти медленно, тогда как популярность Дмитрия Медведева увеличивалась фактически каждый месяц. Наиболее внушительный скачок произошел в конце года – по данным ВЦИОМ, рейтинг первого вице-премьера вырос с 10% в октябре до 16% в декабре.

Считается, что основными причинами «победы» Дмитрия Медведева стали обширная электоральная база, связанная с реализацией национальных проектов, и большое внимание к деятельности первого вице-премьера со стороны СМИ.

Большинство политологов сходятся во мнении, что получение Дмитрием Медведевым статуса официального преемника Владимира Путина – дело времени. Впрочем, Сергей Иванов все же может принять участие в выборах Президента РФ, например как кандидат от объединения «Партии Жизни», «Родины» и «Партии Пенсионеров». Такой сценарий особенно вероятен в том случае, если рейтинг Дмитрия Медведева продолжит свой рост.

МИРОВОЙ ОПЫТ

Любовь народа

Владимир Путин подходит к концу своего второго президентского срока с необычайно высоким по мировым стандартам рейтингом – 54%.

В США очень хорошим результатом считается, если в конце второго избирательного срока деятельность главы государства одобряет более 40% жителей страны. За последние пятьдесят лет лишь два президента смогли превысить эту планку: Рональд Рейган и Билл Клинтон. Рейтинг нынешнего президента США Джорджа Буша уже упал примерно до 30%.

Другие политические долгожители – француз Жак Ширак и британец Тони Блэр – также значительно уступают Владимиру Путину. Первому, по данным агентства IFOP, доверяет 38% жителей страны, второму – 32% (Ipsos MORI Political Monitor).

Год назад рейтинг доверия Владимиру Путину был одним из самых низких за весь срок его нахождения в должности Президента РФ – 47%. Однако начиная с мая он вновь начал расти, достигнув к концу 2006 года – 54%.

Зубры уходят

В 2007–2008 годах завершится глобальное обновление когорты политических лидеров.

Вслед за Герхардом Шредером, Сильвио Берлускони и Дзюнъитиро Коидзуми из большой политики уйдут такие политические тяжеловесы, как президент Франции Жак Ширак, премьер-министр Великобритании Тони Блэр (ожидается, что он досрочно сложит свои полномочия в 2007 году) и президент США Джордж Буш.

По мнению политологов, смена власти состоится и во многих других странах ЕС, где правящие партии или коалиции имеют более низкие рейтинги, чем оппозиция.

Латвийский синдром

Политическая нестабильность далеко не всегда оказывает негативное влияние на развитие страны.

За последние 15 лет Латвия установила своеобразный рекорд – ни одно из 11 правительств, назначенных после объявления независимости в 1991 году, не смогло полностью отработать отведенный ему срок.

Несмотря на постоянные скандалы и чехарду в органах власти, Латвия сегодня является самой быстрорастущей экономикой в ЕС. В первом полугодии 2006 года экономика страны выросла на 7,5%.

Журнал «Финанс.» № 1 (187) 8-14 января 2007 — Политика
Андрей Блинов

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.