«Ф.» РЕКОМЕНДУЕТ

Фестиваль. У многих само понятие «современное искусство» вызывает правомочное отторжение, даже брезгливость: отчаянное глумление над канонами, мучительные поиски заблудившейся самоидентификации и невозможность создать свое самобытное, выпуклое, сильное сами по себе повышенного интереса у публики не вызывают. Но Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) вместе с некоторыми другими столичными галереями в четвертый раз рискует предложить зрителям на обозрение экспонаты молодых российских художников, организовав фестиваль с логичным и задиристым названием «Стой! Кто идет?». Если вы не законченный ретроград, стоит пойти и посмотреть на племя младое, незнакомое – вдруг очередной эксперимент откроет в постаревшем искусстве новую дорогу? Основной проект фестиваля – выставка «Самообразование» в ГЦСИ. Художественность сегодня, по мнению организаторов, создается самоучками. До 1 октября.

В Северной столице стартовал экспериментальный проект под пафосным подзаголовком Первая петербургская биеннале современного искусства. Форум, организованный, вполне возможно, в пику прошлогоднему московскому, призван продемонстрировать никак не меньше, чем состояние и многокрасочную, контрастную палитру всего актуального российского искусства. Поэтому в программе значатся и петербургские мэтры, и новички из далекой Сибири. Главная звезда проекта – арт-группа «Синие носы», заслужившая признание и в России, и на Западе – представит в «Мансарде художников» выставку «Картонные истории». До 6 октября.

Кино. У осени, помимо холода, сырости, скукоживающегося дня, есть позитивная сторона – в прокат каждую неделю выходит несколько привлекательных лент и наконец-то можно утолить летний голод по хорошему кино. На прошлой неделе состоялась премьера «Тайной жизни слов», испанского фильма с американскими актерами в главных ролях. Ленту о странных и волнующих взаимоотношениях глухой медсестры и потерявшего зрение нефтяника сняла Изабель Койшет, историк по образованию, много лет успешно работавшая креативным директором в рекламном агентстве. Три года назад она сделала отличную картину «Моя жизнь без меня» о молодой женщине, которая, узнав, что умирает, очень мудро проживает последние месяцы. Новый фильм получился наивным, тонким, чувственным и здорово сыгранным. Сара Полли уже играла у режиссера – главная роль в «Моей жизни» несомненно получилась. А в актерских способностях Тима Роббинса вряд ли кто-то сомневается.

Среди заслуживающих внимания фильмов значатся как минимум три. Это и многострадальная экранизация скандального литературного хита Патрика Зюскинда «Парфюмер: история одного убийцы»: фильм по роману хотел делать Стэнли Кубрик, но в итоге снял молодой немец Том Тыквер, получивший известность после выхода энергичной ленты «Беги, Лола, беги». И киноальманах «Невидимые дети» – семь режиссеров, среди которых Эмир Кустурица, Спайк Ли и Ридли Скотт, сняли семь короткометражек о повсеместном бедственном положении детей. И «Плетеный человек» – римейк одноименного прославленного английского триллера, вышедшего в начале 70-х. И потрясшего зрителей тем, что обычные, мирные на первый взгляд люди могут оказаться не менее страшными, чем серийные убийцы. Американскую версию истории полицейского-католика, отправившегося на идиллический остров в поисках дочери и в степенной общине обнаружившего кровавую секту, снял Нейл Лабют. В его фильмографии – «Сестричка Бетти» с Рене Зельвегер и «Одержимость» с Гвинет Пэлтроу. Главную роль в картине исполнил чрезвычайно плодовитый Николас Кейдж. С 14 сентября.

Концерт. Группа «Город 312» – отличный пример того, как написание саундтрека к ставшему модным фильму способствует лихой раскрутке музыкального коллектива, немало лет до этого прозябавшему в забвении. Бишкекскому ансамблю, в загадочном названии которого зашифрован код родного города, повезло дважды – сначала с «Дневным дозором», где ведьма-вамп мучилась от любви под их песню «Останусь», потом с «Питером FM»: композиция «Вне зоны доступа» стала основной музыкальной (да и смысловой) темой ленты. Успех фильмов обусловил успех группы. Помогли также притягательная необычность и хороший голос вокалистки, «свежее» звучание и неоднотонная, разноплановая музыка. Вживую «Город» смотрится и слушается лучше, чем в записи, поэтому прийти на их выступление в клуб «Б2» может быть небезынтересно. 15 сентября.

Журнал «Финанс.» № 35 (172) 11-17 сентября 2006 – Отдых