Афиша. 26 мая — 01 июня 2003

Кино

Кибертриллер «Матрица: перезагрузка», вторая часть культовой кинотрилогии от братьев Ларри и Энди Вачовски, вышел на днях в московский прокат. Картина имеет все шансы стать самой кассовой, опередив «Звездные войны» и даже лучший фильм всех времен и народов о Гарри Поттере. Только в первые четыре дня показа картина «заработала» $135 млн в США и еще $32 млн в кинотеатрах по всему миру.

Фильм, повествующий о пагубных последствиях чрезмерного технологического прогресса, еще больше, чем предшествующий, напичкан виртуальными технологиями. Так, чтобы создать трехмерные изображения главных героев, актеров одели в специальные отражающие свет костюмы, а каждое перемещение фиксировалось высокоточными камерами. Дабы оживить компьютерную картинку, лицо актера окружили пятью мощными камерами и считывали малейшие проявления мимики на уровне пор кожи. Актерам пришлось изрядно попотеть: принятый в первой части курс на самостоятельное выполнение всех сцен борьбы потребовал поистине фантастического упорства. «Перезагрузка» играет по тем же правилам, и для того, чтобы отработать сложнейший эпизод, который длится пять с половиной минут, Киану Ривзу, играющему роль Нео, и двенадцати каскадерам потребовалось девять недель непрерывных тренировок, а Кэрри-Энн Мосс (Тринити) на свой страх и риск пришлось осваивать вождение мотоцикла. Создание декораций было крайне дорогостоящим. Так, для сцены погони построили специальное двухкилометровое шоссе, окруженное стеной высотой в шесть метров. Каждый квадратный фут обошелся создателям в $4,19.

Что касается актерского состава, то помимо Киану Ривза в фильме заняты Лоренс Фишберн, продолжающий играть роль Морфеуса и во второй части «Матрицы», Кэрри-Энн Мосс (она исполняет роль Тринити). На экране также появятся Хьюго Уивинг (агент Смит), Джада Пинкетт Смит (Ниоба) и несравненная Моника Белуччи (Персефона).

В московский прокат выходит самый кассовый азиатский хит 2002 года — фильм «Глаз» гонконгских режиссеров-близнецов Оксайда и Денни Панг. Мистический триллер повествует об ослепшей девушке, которой через 18 лет вернули зрение, пересадив чужую роговицу. Но чудесное исцеление оборачивается кошмаром: Мун (Анжелика Ли) начинают мерещиться безобразные черные фигуры, которые приносят с собой смерть. Отражение в зеркале тоже не радует юную особу: вместо собственного лица она видит очертания совсем другой женщины — донора роговицы Лин, которая, как выясняется, была ясновидящей. Мун наследует пророческий дар своей предшественницы и видит, что над Таиландом сгущаются тучи. Сможет ли девушка предотвратить трагедию? «Никто не в силе повелевать судьбой, — говорят режиссеры. — Просто некоторые люди лучше к ней подготовлены».

Выставки

С 22 по 29 мая в Государственном центре современного искусства проходит выставка «Ни дня без строчки» известного художника и поэта Вагрича Бахчаняна. Яркий представитель «неформального искусства» 60-х, он был широко известен в художественных кругах андеграунда. Дружил с художником Ильей Кабаковым и писателем, а ныне опальным лидером национал-большевиков Эдуардом Лимоновым, эмигрировав в Соединенные Штаты, сотрудничал с Сергеем Довлатовым в газете «Новый американец». Андрей Синявский называл его «последним футуристом», и он, кажется, и вправду сохранил их хулиганский задор и тягу к оксюморону — сочетанию несочетаемого. Мастер минимализма и коллажа, Бахчанян всегда ироничен и точен, неожидан и остроумен. Из его каламбуров достаточно вспомнить один: «Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью». Колоритная фигура, легенда нью-йоркской эмиграции, Бахчанян на этот раз приезжает в Москву, чтобы присутствовать на открытии выставки и презентации новой книги под названием «Мух уйма».

С 18 мая по 9 июня в ЦВЗ «Манеж» пройдет выставка «Московские усадьбы». Царицыно и Архангельское, Останкино и Коломенское, Дом-музей Шаляпина и Старый Английский двор — выставка расскажет об истории этих и других особняков, объединив их в сборные коллекции, из которых складывается образ идеальной типовой усадьбы. Вот кабинет-библиотека владельца имения, где сверкают золотым тиснением французские названия книг. Налево — столовая: молочная белизна фарфора и блеск серебряных ножей и вилок. В картинной галерее — портреты царя и родовитых предков. А из окон гостиной видны темные аллеи усадебного парка… Выставка, которая проводится под патронажем правительства Москвы, покажет целый пласт российской истории, канувший в Лету вместе с таким явлением, как московская усадьба.

Музыка

27-29 мая на сцене ГЦКЗ «Россия» пройдет V Международный фестиваль «Богема Джазз». Организаторы на этот раз превзошли самих себя и привезли в Москву джазовый фейерверк цвета золота. 27 мая выделывать виртуозные соло будет знаменитый гитарист Джон Скофилд, работавший с Майлсом Дэвисом и неоднократно номинировавшийся на Grammy. Вместе со своей группой он исполнит композиции с нового альбома Uberjam. Честь российского джаза перед именитым гостем будет отстаивать народный артист пианист Игорь Бриль и его сыновья-саксофонисты Дмитрий и Александр. На следующий день на крупнейшей московской площадке будет выступать уже известная в нашей стране бразильская певица и пианистка Таня Мария, а с российской стороны — Иван Смирнов и его группа, которые представят новый двойной альбом «Страна, где ночует Солнце». Но, разумеется, истинные любители джаза с нетерпением ждут третьего дня фестиваля, ведь на закрытии даст сольный концерт сама Сезария Эвора. Смесь португальской музыки, африканских ритмов и бразильских традиций делает ее музыку особенно колоритной, цветистой, яркой. А кабовердийский креольский диалект, на котором обычно поет певица, просто неотразим.

В этом году «Богема Джазз» решил провести концерт совместно со Всемирным фондом дикой природы, на счет которого и переведет часть средств с продажи билетов. «Эта сумма определена заранее и не зависит от результатов продаж», — говорит генеральный продюсер фестиваля Андрей Феофанов. Как стало известно журналу «Финанс.», в среднем это составит около $1 с каждого проданного билета.

26 мая в Большом зале Консерватории Московская филармония проводит концерт знаменитого пианиста и дирижера Владимира Ашкенази. В далеком 1963 году на пике славы он уехал из СССР, чтобы получить признание на Западе и встать во главе крупнейших оркестров Европы. Гремевший на весь Старый Свет, востребованный и любимый во всем мире, у себя на родине ученик знаменитого шопениста Льва Оборина в свое время был вычеркнут из всех справочников и пособий по музыкальной литературе.

На этот раз Владимир Ашкенази будет дирижировать камерным оркестром Рейкьявика. С Девятым фортепианным концертом Моцарта и Первым концертом Бетховена будет смело соседствовать сочинение современного автора — исландского композитора Сигурбьернссона, который сам представит свое новое сочинение под названием MOSK.

Театр

В театре «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева пройдут гастроли шведской балетной труппы E.L.D. «Город Евы» и «Крайняя белизна» — две новые программы руководителя коллектива, хореографа и профессора Эвы Лилья, которая несколько лет назад уже приезжала в Москву с оригинальной постановкой Byen Viso. На этот раз мы увидим странное действо, которое будет одновременно проходить на трех сценических площадках разных цветов. Зрители сами будут бродить по «Городу Евы», лавируя между сценами и выбирая ракурс, с которого удобнее всего пристально следить за происходящим.

«Крайняя белизна» — фантазия другого рода. Это своеобразный танцевальный итог пребывания Эвы Лилья на Северном полюсе. Царство сияющей белизны, чистоту и отстраненность абсолютного белого воплотит в пластике одна из ведущих шведских балерин Хелен Карабуда.

В Центре оперного пения Галины Вишневской 29 мая пройдет спектакль Twelfth Night or What You Will («Двенадцатая ночь, или Все что угодно») режиссера Нины Чусовой. Название приводится на языке оригинала не случайно. Продюсер и автор идеи Ирина Кордье запускает новый проект — первый в России русский театр на английском языке. К чему, собственно, такие сложности? Для того чтобы познакомить иностранного зрителя с русским театральным искусством на языке самого же зрителя. Идея, что и говорить, любопытная, благо иностранцев в Москве хватает. Конечно, они придут посмотреть на постановку, которая осуществлена по принципам старого шекспировского театра, в котором все роли исполняют актеры-мужчины (Владимир и Артем Панчики, Александр Гришаев, Антон Эльдаров, Сергей Муравьев, Василий Слюсаренко). А чтобы придать постановке черты века XX, на сцене будут звучать неповторимые мелодии The Beatles.

Радиостанция «Маяк» объявила о том, что при поддержке Европейского вещательного союза (ЕВС) впервые проведет День всемирного радио в России. В рамках этого проекта в эфире радио «Маяк» в течение всего дня 3 октября будут звучать передачи, интервью, комментарии известных всему миру людей культуры и искусства, общественных и политических деятелей, специально подготовленные членами ЕВС по заказу российских радиослушателей. С 20 мая по 20 июня на сайте радиостанции «Маяк» www.radiomayak.ru проводится специальный опрос, по итогам которого радиослушатели определят, кто будет участвовать в международном эфире «Маяка» 3 октября 2003 года.

Видео

Новый документальный фильм Галины Евтушенко по сценарию Льва Рошаля «Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет в интерьере эпохи» — о непростых отношениях между Учителем и Учеником. Всеволод Мейерхольд (Сергей Юрский), гениальный режиссер и суровый диктатор, изгоняет из своего круга юного Сергея Эйзенштейна (Александр Галин). Но их судьбы еще не раз столкнет трагическая история XX века. «Горе уму» — фильм о подлинном творчестве, о чести и достоинстве в условиях жесткого тоталитаризма.

Журнал «Финанс.» № 13 (26 мая — 01 июня 2003) — Личное

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.