Недоверие недоверию рознь

Высокий уровень развития банковской системы в стране, как выяснилось, отнюдь не означает, что клиенты кредитных организаций там могут спать спокойно. Как показало исследование, проведенное американской аналитической компанией Forrester, две трети клиентов кредитных организаций в Западной Европе не считают, что с ними обращаются «честно» и «справедливо». Среди опрошенных 23 тыс. европейцев почти 64% уверены, что банк в чем-то обманывает их. Наиболее высок этот показатель в Италии и Франции — 85% и 78% соответственно. В Германии, Испании и Нидерландах не доверяют банкирам около половины клиентов.

Довольно странно на этом фоне выглядит тот факт, что уровень предоставляемых услуг недоверчивых европейцев вполне устраивает. Казалось бы, уверенные в обмане клиенты должны искать лучшей жизни. Однако почти две трети потребителей довольны сервисом и лишь 5% намереваются сменить банк в ближайшие 12 месяцев.

Подавляющему большинству россиян тоже кажется, что банкиры — не те люди, которым следует доверять, но в отличие от европейцев граждане России последовательны в своих убеждениях. Проведенное Аналитическим центром Юрия Левады исследование показало, что лишь около четверти россиян считают счет в банке самым выгодным и безопасным способом сохранить деньги. Из тех же, кто готов доверить свои сбережения кредитной организации, 90% вложились бы только в Сбербанк. А по данным доклада ВЦИОМ и ЦИРКОН «Мониторинг финансовой активности россиян», 70% населения вообще не пользовались услугами банков в области сбережений в последние 7-8 лет.

Впрочем, винить в том, что банковские услуги до сих пор не стали по-настоящему массовыми, лишь недоверие россиян было бы ошибкой, тем более что государство с этим недоверием активно борется. Правда, даже спустя два года после создания системы страхования вкладов далеко не все россияне о ней знают, но главная проблема не в этом. По результатам исследования того же «Левада-центра», у 70% населения просто нет никаких сбережений, причем эта доля остается стабильной с 2002 года. Так что главным фактором развития розничного банковского рынка еще долго будут оставаться доходы россиян.

Журнал «Финанс.» №2 (139) 16-22 января 2006 — Личные деньги

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.