Международная панорама. № 7 (144) 20-26 февраля 2006

Дозвониться до Америки

АЛЬЯНС. Финская Nokia и японская Sanyo Electric создадут совместное предприятие для разработки и производства мобильных телефонов стандарта CDMA. Перед альянсом стоит амбициозная задача — отвоевать у конкурентов жирный кусок американского рынка. Будучи крупнейшим в мире производителем «трубок», Nokia имеет довольно слабые позиции в США. Ее доля в суммарных продажах, по данным исследовательской фирмы IDC, составляет менее 14%, что меньше, чем у Motorola (33,5%), LG (19,8%) и Samsung Electronics (15%). Интерес Sanyo в сотрудничестве с финской компанией также велик: японцам в последнее время катастрофически не хватало денег на воплощение в жизнь плана реструктуризации. Благодаря альянсу с Nokia Sanyo может не только упрочить свое положение на рынке телефонов, но и стабилизировать продажи батарей (их производство — одно из ключевых направлений для японской компании). Основные мощности нового СП будут размещены в США и Японии. Партнеры надеются, что его ежегодные продажи достигнут 35 млн телефонов. Пока компании подписали только предварительное соглашение и не раскрыли его финансовые подробности. Заключить окончательный договор о сотрудничестве планируется во втором полугодии

Финансовый гол в ворота MU

СПОРТ. Manchester United — больше не самый богатый футбольный клуб мира. К такому выводу пришли специалисты фирмы Deloitte, проанализировавшей финансовые результаты клубов в сезоне 2004-2005. Пальму первенства у англичан вырвал мадридский Real. Manchester United не было равных по показателю доходов восемь лет подряд, однако на этот раз она заработала на 5% меньше, чем в предыдущем сезоне, — 246,4 млн евро. Объясняется это главным образом тем, что в последнее время команда неудачно выступала в Лиге чемпионов. Это привело к сокращению доходов от прав на телевизионную трансляцию матчей. Однако MU по-прежнему прилично зарабатывает в игровые дни на продаже билетов больше, чем любой другой футбольный клуб планеты. Примечательно, что снижение доходов клуба совпало со сменой хозяина: в прошлом году он перешел в руки американского магната Малкольма Глейзера.

Что касается Real Madrid, то его доходы за период с 2001 по 2005 год выросли вдвое, несмотря на то, что спортивные достижения были относительно скромными. Здесь сыграла свою роль ставка на «звезд». В клуб пришли такие игроки, как Дэвид Бекхэм, Роналдо и Рауль. В результате резко выросли доходы от спонсоров и продажи фирменных товаров. В частности, у Real второй по величине контракт на размещение рекламы на футболках игроков: компания Siemens выкладывает за это удовольствие 14 млн евро в год. Всего за сезон доходы испанского клуба достигли 275,7 млн евро.

Суммарный результат клубов, занявших 20 первых строчек в рейтинге Deloitte, превысил 3 млрд евро. Правда, следует отметить, что аудиторы оценивали только постоянные доходы — от рекламы, продажи билетов, фирменных товаров и прав на трансляцию матчей, финансовый эффект от покупки и продажи игроков не учитывался. Так, лондонский Chelsea занял пятое место с доходом в 220,8 млн евро (149 млн фунтов стерлингов), хотя заработать Роману Абрамовичу на этом не удается: в минувшем сезоне клуб понес 140 млн фунтов убытков.

Дело на $1 трлн

СДЕЛКА. Финансовый гигант Merrill Lynch продает свой бизнес по управлению активами компании BlackRock в обмен на 49,8-процентную долю в ее капитале. Стоимость этого пакета достигнет, по оценкам, $9,8 млрд. В результате сделки BlackRock, специализировавшаяся прежде на торговле облигациями и другими инструментами с фиксированной доходностью, превратится в одну из крупнейших в США инвестиционных компаний. Объем активов в ее управлении достигнет $1 трлн. Партнеры будут хорошо дополнять друг друга: подразделение Merrill Lynch работает преимущественно на рынке акций и для розничных клиентов, в то время как BlackRock специализируется на обслуживании институциональных инвесторов.

Генеральный директор BlackRock Лоренс Финк заявил, что ожидает «крупномасштабной консолидации» в индустрии инвестиционных фондов. Действительно, лидеры Уолл-стрит, еще недавно строившие универсальные финансовые империи, с недавних пор демонстрируют тягу к более узкой специализации. Так, в прошлом году Citigroup отдала свое подразделение по управлению клиентскими активами фирме Legg Mason, получив в обмен контроль над брокерским бизнесом последней. BlackRock до недавнего времени вела переговоры с Morgan Stanley — ближайшим конкурентом Merrill Lynch, но сторонам не удалось договориться о цене.

Назло NYSE

РЫНОК. Nasdaq Stock Market введет новый класс листинга для компаний, которые соответствуют наиболее высоким стандартам. С 1 июля биржа распределит акции, обращающиеся в ее электронной системе, по трем классам листинга. Около 1 тыс. эмитентов с рыночной стоимостью не менее $825 млн и прибылью до уплаты налогов за три года не менее $11 млн будут включены в категорию Global Select. В их число войдут 100 крупнейших по рыночной капитализации нефинансовых компаний, которые включены в расчетную базу индекса Nasdaq-100. Те, кто не дотянул до высшей категории, останутся в классе Global Market (раньше он носил название National Market) или Capital Market (ранее — Small Cap Market). Для них стандарты не изменятся. Традиционно для получения листинга на Nasdaq компании было достаточно иметь рыночную стоимость не менее $8 млн и прибыль до уплаты налогов в размере $1 млн. Выделение нового класса — следствие обострения соперничества двух главных бирж Америки. Стандарты Нью-Йоркской фондовой биржи всегда были строже: компании должны иметь рыночную стоимость не менее $60 млн и прибыль до уплаты налогов за три года в размере $10 млн. Но в последнее время руководителей NYSE беспокоило усиление конкурента. Чтобы дать ему отпор, главная биржа США пошла на слияние с электронной торговой площадкой Archipelago и превращение в публичную компанию. Таким образом, ради привлечения клиентов две биржи постепенно стирают имеющиеся у них различия.

Груз подозрения

РАЗБИРАТЕЛЬСТВО. Антимонопольные власти подозревают крупные авиакомпании Европы, Америки, Японии и Кореи в ценовом сговоре. Речь идет по меньшей мере об 11 игроках рынка грузовых перевозок. В офисах многих компаний были проведены обыски, другие пока отделались запросами со стороны проверяющих органов. Предположительно регуляторов заинтересовала практика установления наценок, вводимых при подорожании топлива и усилении мер безопасности. Подобные дополнительные сборы стали привычным делом после терактов 11 сентября 2001-го и в последние годы в результате роста цен на энергоносители. В случае если вина компаний будет доказана, им могут грозить серьезные санкции. Например, согласно правилам ЕС, штраф за ценовой сговор может доходить до 10% годового объема продаж.

Уоррен Баффет оставил Coca-Cola

КАДРЫ. Знаменитый миллиардер Уоррен Баффет вскоре покинет место в совете директоров компании Coca-Cola, которое занимал 17 лет. Сам он объясняет это решение желанием сосредоточиться на руководстве собственным бизнесом — Berkshire Hathaway. Этот холдинг владеет 8,2% акций производителя прохладительных напитков и является его крупнейшим акционером. Уоррен Баффет заявил, что не собирается расставаться с этой долей, и выразил уверенность, что Coca-Cola развивается в верном направлении. Вполне возможно, что освободившееся время инвестор потратит на поиски новых объектов вложения: в конце сентября прошлого года у Berkshire Hathaway было почти $40 млрд наличных средств.

ИНОСТРАННОЕ ДЕЛО

АННА КИМ, обозреватель «Ф.»

Руководство палестинского движения ХАМАС получило приглашение посетить Россию и планирует сделать это уже в начале марта. Москва, за последние годы утратившая политический вес в деле ближневосточного урегулирования, пытается снова его набрать. Предстоящие переговоры станут первым опытом ХАМАС в дипломатии после победы на недавних парламентских выборах и вряд ли приведут к сенсационным решениям и заявлениям. Вообще у Москвы немного шансов преуспеть в роли посредника между миром и очередным политическим изгоем. Россия мало что может предложить ХАМАС в обмен на свой дипломатический успех — финансовые козыри в руках США и Европы. Скорее всего палестинцы просто хотят воспользоваться своими «особыми отношениями» с Россией в неизбежном торге с Западом. ХАМАС — террористическая организация независимо от того, хочет российский МИД называть вещи своими именами или нет. И то, что мировое сообщество не заняло по отношению к ней единую жесткую позицию, только на руку новому руководству Палестины. Москве же в итоге достанется только осложнение отношений с Израилем и настороженность остальных партнеров.

Журнал «Финанс.» № 7 (144) 20-26 февраля 2006 — Мировые финансы