Кино. На московских экранах появился “Сумрачный самурай”. Впрочем, тем, кто настроился на необременительную демонстрацию приемов восточных единоборств а-ля Джеки Чан, придется “разочароваться”: лента Ёдзи Ямада – полноценная историческая драма, замысел которой созревал в голове режиссера в течение десяти лет. В основе фильма, который стал 77-м в творческой биографии Ёдзи Ямада, – коктейль из популярных в Японии исторических рассказов Сюхэя Фудзисава “Сумеречный самурай”, “Гибель Такэмицу” и “Праздник Дзинскэя”.
Жизнь бедного самурая Сэйбэя (Хироюки Санада) отнюдь не сладка: маленькое жалованье, две дочери, старуха мать и заботы по хозяйству. Однажды Сэйбэй встречает своего старого друга и узнает о неудавшемся браке его младшей сестры Томоэ (Риэ Миядзава), в которую был когда-то влюблен. Былые чувства вспыхивают вновь, но, прежде чем дать им окончательно разгореться, главному герою предстоит проверить прочность самурайского меча. Фильм стал кинодебютом для всемирно известного танцовщика Мина Танака, а исторические одежды были созданы дочерью Акира Куросавы – Кадзуко Куросавой, которая работала и над костюмами к картинам отца.
“Белое золото” спрятано в Сибири. Но с 11 ноября отыскать его можно будет в московских кинотеатрах: известный каскадер Виктор Иванов дебютирует в качестве режиссера-постановщика и сценариста в одноименном российско-американском приключенческом боевике.
Фильм попадает в категорию “приключения иностранцев в России”. Молодой американец Влад Орлофф (Джош Холланд, сыгравший в недавно вышедшем фильме “Блондинка в законе – 2”) находит старинную карту, которая досталась ему еще от прадедушки, воевавшего бок о бок с адмиралом Колчаком. Влад отважно бросается на поиски сокровищ, но за ним уже следят ФБР и ФСБ. В фильме, который снят одновременно на русском и английском, сыграли Александр Дьяченко, Евгений Сидихин, Борис Щербаков, Татьяна Мещеркина. И некоторую наивность сюжета призваны окупить захватывающие эффекты, ведь Виктор Иванов, игравший в 15 голливудских картинах (в их числе “Скорость-2”, “Солдат”, “Искусственный разум”, “Ограбление по-итальянски”), с 1970 года работает в качестве исполнителя и постановщика каскадерских трюков.
Выставки. Авангард – дело шелковое. Расписные ткани ручной работы могут стать настоящим произведением модернистского искусства. 11 ноября в Центральном доме художника открывается выставка работ Евгении и Илоны Стуре “Мотивы русского авангарда на шелке”. Мать и дочь, профессиональные художники по текстилю, расписывают платья и кимоно, галстуки и платки, подушки и ширмы, превращая будничные вещи в пеструю галерею русской живописи XX века. Их шелка и впрямь музейная ценность: с весны 2003 года работы рижских художниц включены в собрание Эрмитажа.
Шелк всегда был атрибутом утонченной роскоши. Нежная естественность этой ткани – для ценителя, для знатока. И расписные шали Евгении и Илоны Стуре находятся в самых избранных коллекциях: их носят президент Латвии Вайра-Вике Фрейберга, госпожа Жак Ширак и госпожа Лех Валенса, балерина Илзе Лиепа. А иорданский шейх даже сделал “оптовую” закупку штучного товара, приобретя для своего гарема сразу 14 шалей. До 4 декабря на эксклюзивный батик можно полюбоваться в ЦДХ.
А в московской “Крокин-галерее” открылась выставка офортов под названием “Мутанты” известного художника-нонконформиста Владимира Янкилевского. Входивший в когорту “неофициальных” живописцев, среди которых были Илья Кабаков, Эрик Булатов, Франциско Инфанте, он находился в конфронтации с властью и, подобно своим коллегам, был вынужден эмигрировать на Запад.
На выставке представлено три цикла офортов 1972-1977 годов, в которые помимо собственно “Мутантов” входят серии “Город – маски” и “Анатомия чувств”. Работы, хорошо известные зарубежным коллекционерам, широкому российскому зрителю будут представлены впервые. Стиль Владимира Янкилевского можно охарактеризовать как современный сюрреализм, причем сюрреализм довольно агрессивный, без пластичных грез Сальвадора Дали, зато наполненный кошмаром мутировавших тел, а в конечном итоге – и пугающими трансформациями человеческой психики. “Это как бы рисование изнутри, обнажение динамики внутренней жизни”, – пишет Владимир Янкилевский о своих “Мутантах”. Увидеть знаменитые офорты, некогда повергавшие публику в шок, а ныне ставшие почти классикой, можно до 7 декабря.
Музыка. Провинциальный джаз добрался до столицы. 13 ноября в Московском международном доме музыки состоится концерт в рамках VIII международного фестиваля “Джазовая провинция”.
“Весь фестиваль – и это первая его особенность – посвящен памяти Юрия Саульского, который для нашего поколения был знаковой фигурой”, – рассказал журналу “Финанс.” арт-директор музыкального марафона, заслуженный артист РФ, джазовый пианист Леонид Винцкевич. Второе отличие “Джазовой провинции” – в ее мобильности: почти месяц фестиваль будет колесить по всей стране. Курск, Белгород, Самара, Волгоград, Казань, остановка в Москве… “Что касается московского концерта, – комментирует Леонид Винцкевич, – то здесь за один вечер можно будет услышать почти 30 самобытных музыкантов: мультиинструменталиста Давида Голощекина и литовского саксофониста Витаутаса Лабутиса, трубача Дэвида Боато из Италии и звезду американского джаза, вокалистку Ив Корнелиус”. Кроме того, концерт обещает яркую игру и феерическую импровизацию Александра Бриля, Игоря Бутмана, Лембита Саарсалу и, конечно, самого Леонида Винцкевича.
“Эй, Ленинград, Петербург, Петроградище…” – воскликнет Юрий Шевчук 12 ноября. Именно так называется его программа, которую “ДДТ” отыграет на концерте в “Олимпийском”. Питерская тема звучит в Москве, и это тогда, когда о помпезном юбилее Северной столицы, казалось бы, уже благополучно забыли. Как известно, с официальным празднованием 300-летия Петербурга у лидера группы “ДДТ” сложились непростые отношения. Санкт-петербургский рок-фестиваль, который организовывал Юрий Шевчук в рамках общих торжеств и который был намечен на 31 мая, неожиданно сорвался: его финансирование из городского бюджета было приостановлено. И все же “Черный пес Петербург” не отпускает Юрия Юлиановича: смотрит в глаза, кладет морду на лапы, кусается – текстами песен, рваной дробью аккордов…
На концерте прозвучат как старые хиты, так и песни из обеих частей последнего альбома “Единочество”, а сопровождать их будет отобранный самими музыкантами видеоряд, который будет транслироваться на 16-метровом экране.
В это воскресенье в Москве стартует четвертый фестиваль, посвященный памяти Олега Кагана, выдающегося скрипача. Говорят, он ушел слишком рано. Говорят, что близко знавшие музыканта люди сравнивали его с самим Моцартом. А еще говорят, что, когда он брал в руки скрипку, от него исходило какое-то особое, солнечное сияние. Теперь в день его рождения друзья и коллеги собираются вместе, чтобы дарить людям музыку.
16 ноября в Большом зале консерватории фестиваль откроет вдова Олега Кагана, выдающаяся виолончелистка Наталия Гутман. Аккомпанировать ей будет сильный партнер – всемирно известная пианистка Элисо Вирсаладзе, и они исполнят произведения Бетховена. Из разных концов мира на фестиваль съедутся Константин Богино (Франция), Павел Верников (Израиль), Анатолий Либерман (Франция), давний друг Олега дирижер Вольдемар Нельсон (Германия). 17 ноября в Малом зале консерватории будет выступать дочь Олега, скрипачка Мария Каган. 22 ноября в МЗК концерт будет давать московский оркестр Musica viva под управлением эстонского дирижера Андреса Мустонена, солировать в котором будут Наталия Гутман, флейтистка Яна Томсен и пианист Алексей Любимов. А завершится фестиваль 23 ноября в Большом зале консерватории концертом симфонического оркестра Нижегородской филармонии, с которым Олег Каган играл с юности. Среди солистов – “все звезды”: Виктор Третьяков, Юрий Башмет, Наталия Гутман.
Театр. В центре оперного пения Галины Вишневской прошла премьера спектакля “Квартет” режиссера Романа Мархолиа. Пьеса Рональда Харвуда, экс-президента Английского PEN-клуба, драматурга и сценариста, кстати, получившего “Оскар” за сценарий к фильму Романа Поланского “Пианист” (см. “Финанс.” № 11), рассказывает о престарелых певцах, живущих в доме ветеранов оперной сцены. Каждый год в день рождения Джузеппе Верди они устраивают концерт и поют партии из “Риголетто”. Сложившееся трио – Сисси (Светлана Крючкова), Уилф (Кахи Кавсадзе) и Рэджи (Игорь Дмитриев) – сосуществует вполне гармонично. Но однажды в их жизнь врывается бывшая жена Рэджи Джин в исполнении Барбары Брыльски…
Жанр пьесы – комедия, хотя в ней то и дело проскальзывают трагические нотки: увядание – процесс болезненный, несмотря на попытки оказаться сильнее старости и объявить своим девизом НЖС – “никакой жалости к себе”. У каждого из участников квартета четкое амплуа, и трагикомизм здесь именно в гротескном несоответствии его преклонному возрасту персонажей. Уилф (самая яркая актерская работа во всем спектакле), седовласый герой-любовник, отпускает пошловатые шуточки и вообще “оживает тогда, когда говорит скабрезности”. Сисси, стареющая инженю (что само по себе уже оксюморон), то и дело впадает в прострацию. Рэджи – фигура трагическая, полярная взбалмошному Уилфу, переживает всплеск новых чувств к некогда сбежавшей от него жене. Персонаж Барбары Брыльски – тип “роковой женщины”. Именно она должна стоять в центре спектакля, однако создаваемый ею образ оказывается на редкость неубедительным: так выспренно произносить реплики под силу, кажется, любому первокурснику РАТИ. “Квартет” – это спектакль-размышление о неизбежности человеческого увядания. Старость отменить нельзя, ее можно лишь ненадолго обмануть с помощью воспоминаний и полустертых фонограмм.
Журнал «Финанс.» № 35 (10-16 ноябрь 2003) – Отдых
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.