Не справились с управлением

Volkswagen объявил об отставке Бернда Пишетсридера с поста гендиректора, который тот занимал на протяжении четырех лет. С начала следующего года его преемником станет Мартин Винтеркорн. Он сейчас возглавляет Audi – самое прибыльное подразделение крупнейшего германского концерна.

Решение наблюдательного совета стало полной неожиданностью. Дело в том, что весной этого года он уже ставил вопрос об окончании срока полномочий Бернда Пишетсридера. Гендиректор едва не последовал за 20 тыс. уволенных в ходе реструктуризации работников. Но все же тогда совет единогласно принял решение оставить главу компании еще на пять лет. А теперь Volkswagen неожиданно меняет решение. Наблюдательный совет не смягчило даже видимое улучшение состояния компании. По результатам 9 месяцев текущего года чистая прибыль Volkswagen выросла на 77%. Продажи в третьем квартале увеличились на 7%. Правда, квартальная прибыль резко упала из-за выплат уволенным сотрудникам. Первые лица в руководстве Volkswagen договорились не обсуждать причины ухода Бернда Пишетсридера публично, заявив лишь, что в компании у него будут новые обязанности. К тому же смена гендиректора совсем не значит, что Volkswagen прекращает намеченную программу. «Мы во что бы то ни стало снизим издержки по крайней мере на 1 млрд евро в 2006 году», – заявили представители компании.

Возможно, представители профсоюзов, занимающие половину мест в наблюдательном совете, так и не простили Бернду Пишетсридеру массовые увольнения в европейских подразделениях. Кроме того, по его инициативе рабочие часы для тех, кто остался, стали длиннее. Все эти шаги Бернд Пишетсридер предпринял ради сокращения издержек, которые у компании особенно велики в Германии. Однако представители профсоюзов явно не считают, что цель оправдывает средства.

Высокие издержки не дают покоя и второму по величине европейскому автоконцерну PSA Peugeot Citroen. Кроме того, как и остальные производители Старого света, он страдает от натиска азиатских конкурентов. Гендиректор Peugeot Жан-Мартен Фольц не сумел оперативно отреагировать на сокращение спроса снижением цен. В результате показатели прибыли западноевропейского подразделения в третьем квартале оказались на 11% ниже, чем годом ранее. В результате с французской компанией происходит та же история, что и с Volkswagen, – сокращение 10 тыс. рабочих мест ради снижения издержек, и вот теперь – назначение нового гендиректора. Уходящего на пенсию Жан-Мартена Фольца сменит Кристиан Стрейфф, бывший руководитель компании Airbus. Официальное утверждение его кандидатуры произойдет после собрания совета директоров, назначенного на 6 февраля. Однако входить в курс дела Кристиан Стрейфф начнет уже сейчас.

Приоритетными задачами нового гендиректора будут снижение издержек и увеличение доли на ключевом рынке Peugeot – в Западной Европе. Впрочем, укрепить позиции Peugeot, как и Volkswagen, будет еще труднее.

Все три крупнейших японских автопроизводителя – Toyota, Honda и Nissan налаживают производство новых дизельных моделей. Именно на такие машины в Европе приходится половина продаж, и азиатские компании рассчитывают на значительное увеличение своей доли рынка. Именно с этой целью Toyota недавно объявила о покупке 5,9-процентной доли в Isuzu Motors, имеющей большой опыт в производстве маленьких дизельных двигателей.

Журнал «Финанс.» №44 (181) 13-19 ноября, 2006 — Мировые финансы
Олеся Курлеева