Большие надежды. № 1 (91) 10-16 января 2005

Два главных театра. Год в Большом театре по-прежнему идет за два: в 2005-м премьеры будут сыпаться на любителей оперы и балета как из рога изобилия. Уникальное событие произойдет на Основной сцене 18 февраля: театр «Ла Скала» представит спектакль «Фальстаф» в постановке одного из величайших режиссеров ХХ века Джорджо Стрелера. Дирижировать произведением Джузеппе Верди будет Александр Ведерников. На 23 марта намечена мировая премьера оперы Леонида Десятникова «Дети Розенталя». За то, что это будет событие в культурной жизни столицы, говорит выбор режиссера. Эймунтас Някрошюс — имя, способное гарантировать повышенный интерес публики, жаркие споры критиков, а значит — успех. Еще одно громкое режиссерское имя в афише Большого театра — Роберт Уилсон, которого специалисты называют единственным из режиссеров современности, создавшим собственный театральный язык: 15 июня Москва увидит его «Мадам Баттерфляй». На первую половину года придутся и две крупные балетные премьеры. После успешной постановки «Светлого ручья» Дмитрия Шостаковича театр продолжает работу по воссозданию всех трех балетов композитора. Вторым станет «Болт» в постановке художественного руководителя балета Большого Алексея Ратманского. Премьера запланирована на 25 февраля. А к апрелю собираются воссоздать три одноактных балета выдающегося русского танцовщика и балетмейстера Леонида Мясина, никогда раньше не показывавшиеся в России.

Мариинский театр продолжает 222-й сезон постановкой оперы Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Режиссер Александр Петров и художник Владимир Фирер в основу художественного решения положили эскизы декораций Ивана Билибина к прославленному спектаклю 1937 года. Премьеру планируют в марте. Весной же театр собирается поставить три итальянские оперы. В марте — «Мадам Баттерфляй». Новую сценическую версию на сцене Мариинки осуществит польский режиссер Мариус Трелински, дирижировать будет Валерий Гергиев. И так как знаменитую оперу Джакомо Пуччини в этом году поставят и в Большом, у поклонников музыкального театра появится возможность сравнить постановки двух извечных соперников. В апреле Мариинский театр планирует выпустить нерастиражированную оперу Джакино Россини «Путешествие в Реймс». Осуществлять постановку поручено французскому режиссеру Алену Маратру. Это будет совместный продукт Мариинки и парижского театра Шатле. В мае настанет очередь Верди и его «Риголетто». Дирижировать на премьере пригласили Джанандреа Нозеда. Вагнеровскую линию театра продолжит премьера оперы «Тристан и Изольда», запланированная на 28 мая. Произведение возвращается в репертуар театра спустя почти столетие. Этой постановкой откроется XIII Международный фестиваль искусств «Звезды белых ночей».

Драмы и комедии. Репертуар драматического театра не подвержен столь точному планированию. Администрация охотно говорит о премьерах ближайших месяцев, но не раскрывает долгоиграющие замыслы.

В Театре им. Вахтангова начались репетиции спектакля «Дон Жуан и Сганарель» по пьесе Мольера. Режиссер постановки — Владимир Мирзоев, осуществивший на сцене вахтанговского театра не один проект и недавно ушедший с поста художественного руководителя Театра Станиславского. Любвеобильного господина сыграет любимый актер режиссера Максим Суханов, а философствующего слугу — Сергей Маковецкий. Этот дуэт способен на многое. Также в театре на Арбате репетируют подзабытую пьесу Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске». Осуществляет постановку молодой режиссер Дмитрий Петрунь, отметившийся в прошлом сезоне удачными «Солдатиками» в «Табакерке». Главную роль играет Евгений Князев.

Совместный спектакль готовят два московских театра — «Сатирикон» и Театр им. Пушкина. В пьесе весьма популярной французской писательницы Амели Нотомб «Косметика врага» сыграют два худрука — Константин Райкин и Роман Козак, который заявлен и режиссером. За последние годы у обоих театров удач было значительно больше, чем обидных поражений. Необычный проект обещает продолжение добрых традиций.

В Театре им. Моссовета готовится две премьеры. Мюзикл по фантастической повести Стивенсона «Странная история мистера Джекила и доктора Хайда» ставит главный режиссер Павел Хомский. Двойную роль Джекила/Хайда, полную внешних перевоплощений и внутренних трансформаций, сыграет Александр Домогаров. Вторая ожидаемая постановка — «Трамвай «Желание»» по одноименной культовой пьесе Теннесси Уильямса, которая давно не игралась на крупных столичных площадках. Изломанную судьбу Бланш Дебуа воплотит на сцене Евгения Крюкова.

В МХТ им. Чехова пьесу модного британского интеллектуала Тома Стоппарда ставит Елена Невежина, любящая работать со сложносочиненными постмодернистскими опусами. Название спектакля, как полагается, — длинное, красивое и неопределенное — «Художник, спускающийся по лестнице». Трех друзей-живописцев, чья юность совпала с волной войн, революций и расцветом авангардизма, сыграют определенно хорошие актеры — Борис Плотников, Станислав Любшин и Евгений Киндинов.

«Табакерка» не может жить без премьер. И на январь планируется целые две: патриотическая фантазия «Потомок», написанная молодым драматургом Владимиром Жеребцовым, и «Болеро» по пьесе чеха Павла Когоута, которая обещает показать мир как постель, а постель — как безумную и жестокую карусель жизни.

Важнейшее из искусств. Российский кинематограф не сбавляет оборотов, набранных за последние несколько лет. На 2005 год запланированы съемки 75 полнометражных фильмов. Среди ожидаемых премьер картины маститых и многократно премированных Александра Сокурова и Киры Муратовой. Изобразив дни из жизни Чехова, Гитлера, Ленина, Сокуров взялся за менее известную фигуру японского императора Хирохито. Фильм будет называться по-сокуровски лаконично — «Солнце». Муратова представит публике легкий, изящный детектив «Настройщик» — о современном Раскольникове, который забавляется не топором, а компьютерными аферами. Впечатляет женский актерский состав фильма: помимо «фирменной» Ренаты Литвиновой — Нина Русланова и Алла Демидова.

Вскоре на московских экранах воцарятся сразу два хитроумных и благородных детектива Эраста Фандорина. Один — молодой актер МХТ Егор Бероев из фильма «Турецкий гамбит» Джаника Файзиева. Другой — Олег Меньшиков из «Статского советника» Филиппа Янковского. Второй проект выделяется мощным актерским ансамблем: помимо Меньшикова в нем заняты Никита Михалков, Олег Табаков, Владимир Машков.

Еще один фильм, который обещает стать заметным событием, — «Космос как предчувствие» режиссера Алексея Учителя, поставившего заметные «Манию Жизели», «Дневник его жены» и «Прогулку». Сценарий написан Александром Миндадзе. Действие фильма происходит в 1957 году. Герои картины — повар, две официантки, рабочий. И в жизни этих простых людей постоянно возникает ощущение приближения чего-то необычайного и важного.

Картина, корзина, картонка. Экспозиционную Москву в начале года ожидают три крупных события.

28 января — 28 февраля — месяц в столице будет царить Московская биеннале. Это мероприятие ставит перед собой высокие цели: модернизировать российскую культуру и повысить ее конкурентоспособность. И расширить доступ к достижениям отечественной и мировой культуры. Здесь люди, чутко реагирующие на вызовы современности, художественными средствами выражают актуальные проблемы, стоящие перед обществом, — философские, социальные, нравственные, эстетические и технологические. И предлагают по мере сил пути их решения. Московская биеннале будет проходить на 40 площадках: в художественных музеях и выставочных залах. В ней примут участие более 200 ведущих российских и зарубежных художников и творческих групп.

Выставка «Бубновый валет» в Третьяковской галерее, которая будет проходить со 2 февраля по 3 апреля, — завершение начатого в Монако и продолженного в Санкт-Петербурге масштабного проекта. Каждый из трех этапов — самостоятельная версия общей темы.

Выставка в Москве фокусирует внимание на том, что сегодня принято вкладывать в понятие «Бубновый валет». Для любителей и специалистов это в первую очередь красивая, темпераментная, богатая по цвету и сложная по фактуре живопись, очень «московская» по своей природе, а также особый характер творчества — беспечный, веселый, жизнеутверждающий. Основное внимание сосредотачивается на главных фигурах объединения: Петре Кончаловском, Илье Машкове, Аристархе Лентулове. Во многие тематические блоки включены картины французских живописцев — неформальных учителей и «властителей дум» русской молодежи. Всего в экспозиции будет представлено около 120 полотен.

А 8 февраля откроется выставка «Италия — Россия. Россия — Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича». Это попытка показать диалог двух художественных культур, питавшихся одним истоком — Византией и прошедших через века различными путями. На выставке будут представлены произведения византийских мастеров и итальянских и русских художников, работавших под их влиянием. Самый знаменитый живописец этого первого раздела — Джотто. XV-XVI века в России — это исключительные по тонкости письма и духовной силе иконы Андрея Рублева и Дионисия, в Италии — «новая» живопись Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Микеланджело. Последний раздел выставки — картины Малевича и Баллы, Шагала и Модильяни, Татлина и Де Кирико — создают единое пространство, динамичное, разорванное, состоящее из простейших линий и примитивных форм, пространство с безжизненными пейзажами и людьми, потерявшими лица. Эти произведения — пролог будущей драмы ХХ века.

Гости. Гастроли всемирно известного ирландского шоу Riverdance пройдут в Санкт-Петербурге 31 января, 1 февраля, в Москве — 2-6 февраля. Слава коллектива связана с именем танцовщика Майкла Флэтли, который в качестве постановщика и исполнителя сделал ему имя. И хотя «прародитель» давно покинул ансамбль, шоу не только не умерло, но продолжает развиваться и завоевывать страны и континенты. Riverdance — это не мюзикл и не драматический спектакль, не гала-концерт, не народный балет, все это вместе взятое и еще многое другое. Это и ирландские танцы, и живая музыка, и национальные инструменты, и акробатические трюки…

3 и 4 февраля на сцене Московского международного дома музыки пройдут гастроли израильской труппы «Киббутц», которая представит свой новый балет «Foramen Magnum». Премьера спектакля была восторженно встречена западными критиками. В прошлом году «Киббутц» принимала участие в Международном фестивале балета Grand Pas и показала тогда необычное шоу с огромным количеством спецэффектов. Труппа любит удивлять публику неожиданными решениями, сложными балетными образами и при этом глубиной воплощенных идей. «Киббутц» сегодня одна из самых заметных в мире компаний современного альтернативного танца.

Японские барабанщики Yamato, чьи концерты в столице в прошлом году прошли с переаншлагами, дадут в Москве два представления в рамках мирового турне (22 и 23 февраля). В Театре оперетты группа представит новую театральную программу «Kaminari», что в переводе означает «Гром». Сложно сказать, что именно это будет. Но точно — ураган барабанной дроби, мистические повороты сюжета, таинственное искусство японского музыкального театра — язык, понятный любому жителю Земли. Обещают оснащенное ультрасовременным акустическим и световым оборудованием шоу, которое создается не только музыкой и ритмом. «Наш звук — это звук ваших сердец», — говорит руководитель коллектива Маса Огава.

27 апреля бывший лидер легендарной группы Dire Straits Марк Нопфлер даст в Государственном Кремлевском дворце единственный сольный концерт в поддержку альбома Shangri-La. Мастер демонстрирует миру новое творение — красивое и современное. Странное название лишено сложных, двойных смыслов, просто так называется известная студия звукозаписи.

Журнал «Финанс.» № 1 (91) 10-16 января 2005 — Отдых
Маргарита Удовиченко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.