Горячее русское искусство

30 ноября аукционный дом Christie’s заявил о самой высокой сумме от продажи русских предметов искусства — почти 22 млн фунтов. Цены на многие картины стали рекордными: например «Одалиска» Бориса Кустодиева была продана за 1866 тыс. фунтов. Лидеры прошлых аукционов — «Исаакиевский собор в морозный день» Ивана Айвазовского ($2,125 млн) и «Суд Париса» Константина Маковского ($2 млн) — продержались на первом месте менее года. Однако и Кустодиев был в рекордсменах всего день.

1 декабря на аукционе Sotheby’s «Натюрморт с цветами» Ильи Машкова был продан за 2136 тыс. фунтов, а общая выручка этого дома от русской недели с учетом дополнительных торгов по иконам составила почти 24 млн фунтов.

Прогнозы по торгам были оптимистичные — от Christie’s ждали 13-14 млн фунтов, а от Sotheby’s — 12 млн, но суммарная выручка в результате составила почти 45 млн. Если до этой недели аналитики Christie’s осторожно называли рынок русского искусства активным, то после аукциона начали отзываться о нем как о самом динамичном.

Действительно, статистика за три последних аукциона показательна. На весенней русской неделе эти аукционы собрали 32,5 млн фунтов, год назад — 22 млн. Кроме того, этой осенью третий по величине аукционный дом Bonham’s тоже провел торги, посвященные русскому искусству. Вместе с небольшим аукционным домом MacDougall’s, который только русскими произведениями и занимается, они добавили к итоговой цифре еще 3,5 млн фунтов.

Такой рост нельзя объяснить какой-то одной причиной — многие покупатели предпочитают оставаться в тени. Однако, по официальным данным Sotheby’s, спрос растет как за счет западных покупателей, так и за счет россиян.

Предметы искусства, как и антиквариат, остаются рисковым рынком для знатоков. Угадать, какой предмет или автор будет расти в цене быстрее всего, сложно. Эксперты придерживаются мнения, что картины русских художников 30-50-х годов рано или поздно достигнут европейского уровня, но ошибаются даже специалисты аукционных домов. Например, картины многих художников не набрали необходимую цену и были сняты с торгов. К ним относятся даже такие именитые авторы, как Айвазовский и Малевич. А Лев Бакст и Мария Якунчикова не были проданы даже несмотря на то, что их произведения украсили обложки каталога.

Остается подождать 6 декабря, когда лондонский аукционный дом Bloomsbury завершит русскую неделю торгами, посвященными современным русским художникам.

Журнал «Финанс.» №45 (135) 5-11 декабря 2005 — Личные деньги