Виктор Крестин: «Репутацию не оценишь в цифрах — она либо есть, либо ее нет»

— Что вы как банкир вкладываете в понятие репутации инвестиционно-строительной компании?

— Деловая репутация ИСК — это надежность в партнерстве и стабильность выполнения договорных отношений, проверенные временем. Например, при строительстве жилых домов в городе Балашиха Московской области в качестве подрядной организации мы выбрали одну из старейших компаний — ДСК-1. Эта организация имеет репутацию надежного делового партнера, хорошо известна на рынке как качеством работы, так и обязательностью в сроках ее выполнения. Продажу готового жилья осуществляло Московское агентство недвижимости. Опыт работы этой риэлторской компании позволил выполнить установленный график продаж и обеспечить своевременную возвратность вложенных в строительство средств.

— Надежность и стабильность — это в общем и целом. А конкретнее, по каким именно параметрам вы определяете уровень репутации ИСК?

— Прежде всего для анализа репутации требуется оценка финансового состояния компании: объемы собственных средств и их доходность, сложившаяся кредитная история, своевременность расчетов по обязательствам с подрядчиками и поставщиками. Безусловно, важным является сам подход компании к вопросам ценообразования строящихся и завершенных объектов, включая стоимость квадратного метра для конечного покупателя на разных этапах строительства. Кроме того, при оценке репутации необходимо учитывать опыт работы компании на строительном и финансовом рынках.

— Видимо, в каждом конкретном случае особую ценность имеют отдельные ее составляющие?

— Безусловно. К примеру, при строительстве таун-хаусов и коттеджей с индивидуальным проектированием в Южном Бутово специализация подрядной организации на клиенто-ориентированную работу была доминирующим фактором при формировании кооперации исполнителей. А при строительстве жилого комплекса «Красный Яр» (г. Красноярск) главным будет являться умение выполнять большие объемы сложных строительных работ. Комплекс нетиповых сорокаэтажных жилых зданий на берегу Енисея может быть построен только с привлечением специализированной техники и оборудования, нетрадиционных технологий строительства и наличия у компании особого опыта ведения подобных работ. Вот почему в качестве подрядчика планируется выбрать подразделение «Спецстроя России», находящегося в Железногорске.

Восстановление исторических объектов требует иной специализации. Поэтому реконструкция историко-культурного центра в городе Видное Московской области будет начинаться с выбора подрядчика, имеющего репутацию в области реставрационных работ. Так что не только период деятельности, но и объем выполненных и сданных работ, качество и сложность построенных объектов характеризуют такую компанию как партнера банка для финансирования строительного бизнеса.

Активность инвестиционно-строительной компании на финансовом рынке является важным фактором при реализации крупных проектов. Например, строительство жилого массива в Рязани общей площадью более 200 тыс. квадратных метров потребует соинвестирования. И в этом случае долевое участие в финансировании строительства будет обусловлено надежностью инвестора-застройщика. Ведь, доверяя свои деньги на два-три года, и банки, и частные инвесторы будут оценивать риски их возвратности, анализировать предыдущий опыт работы компании.

— Какое значение для банка имеет репутация ИСК с точки зрения риск-менеджмента?

— Банковский бизнес в вопросах финансирования программ и кредитования сопряжен с определенными рисками. В строительном бизнесе — это сроки реализации строительных объектов и уровень полученной доходности. Эти факторы для банка важны, так как они определяют сроки возврата кредитных ресурсов, а также погашенную заемщиком сумму кредита, включая проценты. Объем выставляемых лимитов при покупке банком ценных бумаг строительной компании либо при авалировании ее векселей, а также выдачи банковской гарантии (для выпуска облигационного займа) требует взвешенного подхода. Кроме технико-экономической оценки проекта важны история работы самой компании, отзывы партнеров и заказчиков. Это влияет как на процентные ставки по выпускаемым компанией ценным бумагам, так и на стоимость гарантийных обязательств и кредитных ресурсов, предоставляемых банком. Поэтому деловая репутация имеет серьезное значение при выборе банком партнеров и заемщиков в этом сегменте финансовой деятельности.

И безусловно, чем выше деловая репутация данной компании на рынке, тем лучше условия, которые предлагает банк для сотрудничества.

— Какие требования к гудвиллу инвестиционно-строительных компаний сегодня предъявляют инвесторы рынка ценных бумаг?

— На биржевом и внебиржевом рынке деловая репутация компании определяет ликвидность финансовых инструментов, будь то векселя, облигации или иные ценные бумаги. Банки не будут покупать бумаги той компании, которая не выполняет по ним своих обязательств. И наоборот, компания, имеющая солидную репутацию, имеет все шансы для того, чтобы ее бумаги котировались другими участниками рынка и принимались к досрочному учету без всяких дополнительных условий. Особое доверие к компании со стороны банка проявляется в авалировании ее векселей. Ведь банк при этом несет ответственность по выпущенным обязательствам. Поэтому векселя строительных компаний, авалированные «Московским Капиталом», рассматриваются нашими партнерами по банковскому бизнесу как надежный инструмент для финансовых вложений. А ИСК, сотрудничая с банком, имеют больше возможностей для укрепления своей репутации и дальнейшего развития.

— Какими способами ИСК может улучшить свою репутацию так, чтобы банк-партнер предложил бы ей более привлекательные условия сотрудничества?

— Только своей работой. Результат является лучшим доказательствам состоятельности компании и ее руководителя. Для банка, обслуживающего счета ИСК, хорошо видны ее финансовая и деловая активность, доходы и уплачиваемые налоги, прозрачность работы. Поэтому для эффективной работы с банком прежде всего необходимо быть его клиентом.

— А существует ли количественная оценка репутации?

— Она может иметь практический смысл весьма условно. Репутация либо есть, либо ее нет.

— В ежегодном традиционном послании Федеральному собранию Владимир Путин среди самых насущных проблем определил проблему качества и доступности жилья. Какие вы видите пути ее решения и как скажется на деловой репутации компаний-участниц достигнутые результаты?

— Действительно, проблема стоит очень остро. Недостаток качественного жилья требует формирования новых подходов к ее решению. Расширяя географию своего присутствия в субъектах Федерации, банк получает много предложений по финансированию строительных объектов. Сегодня это самые разные регионы по условиям и уровню жизни: Норильск, Красноярск, Новосибирск, Сочи, Уфа, Рязань, Москва и Московская область. Но проблема жилья практически везде одна.

Мы работаем и с московскими, и с региональными строительными компаниями. Находим совместные пути обеспечения доступности для населения строящихся квартир. Прежде всего это ипотечное кредитование. Но для ускорения процесса строительства и увеличения его объемов необходимо внедрять ипотечные ценные бумаги, например облигации с ипотечным покрытием. Наличие дополнительной гарантии в виде недвижимости должно сделать этот рынок более привлекательным для инвесторов, в том числе банков, не участвующих напрямую в финансировании строительных программ. Ведь для них рынок ценных бумаг — это свой рынок. Привлекая ресурсы в реальный сектор экономики, в частности в строительство, можно ожидать значительных результатов. Не вызывает сомнения, что деловая репутация инвестиционно-строительных компаний, принимающих активное участие в решении таких задач, будет укрепляться.

Журнал «Финанс.» № 22 (63) 7-13 июня 2004 — Репутационный капитал
Беседовал АНТОН КУЗИН

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.