Почти независимые

Опережающий рост экономики УрФО наложил отпечаток на финансовую систему округа.

Свои среди своих. Главная особенность финансовой системы Уральского федерального округа – это необычайно сильные позиции региональных банков. Более половины активов местной банковской системы сосредоточены в кредитных организациях, головные офисы которых расположены на территории УрФО.

Ничего подобного нет ни в одном другом федеральном округе, за исключением Северо-Западного. Впрочем, проводить параллели в данном случае не совсем корректно, поскольку в Петербурге зарегистрирован второй по величине банк страны – Внешторгбанк. В других регионах контраст налицо. Даже там, где местные банки пользуются ярко выраженной поддержкой региональных властей или входят в крупные группы, их доля в активах редко превышает 35%.

Причина столь очевидного разрыва хорошо понятна. Даже несмотря на то, что львиная доля операций банков УрФО тесно связана с территорией округа, их нельзя в полном смысле этого слова назвать «региональными» кредитными организациями. Они не только имеют мощную капитальную базу и предоставляют полный спектр финансовых услуг, но и привлекают дешевые кредитные ресурсы на российском и внешнем рынке.

Неслучайно в первой сотне крупнейших российских банков по величине работающих активов оказалось сразу восемь кредитных учреждений из УрФО. Для многих из них последние 10-12 месяцев можно считать ключевыми с точки зрения дальнейшего развития. Так, крупнейший банк УрФО – Ханты-Мансийский банк, основным акционером которого является правительство округа, начал переговоры о продаже блокирующего пакета акций ЕБРР и МФК (по 12,5% + 1 акция), а еще несколько банков разместили или начали подготовку к размещению облигационных займов и привлечению крупных синдицированных кредитов.

Привлечение дешевых ресурсов на фоне растущего спроса на банковские услуги, который отчетливо заметен на рынке, в ближайшей перспективе должно позволить решить одну из основных проблем крупных банков УрФО – не слишком высокую прибыльность. Из-за высоких операционных расходов они заметно уступают федеральным игрокам. Так, из восьми банков округа, входящих в сотню крупнейших в РФ, лишь один имеет более высокие показатели рентабельности активов и собственного капитала, чем в среднем все банки, входящие в Топ-100 по версии журнала «Финанс.».

Высокий уровень жизни в УрФО, безусловно, упрощает работу финансовой системы округа, так как привлеченные средства населения создают хорошо диверсифицированную пассивную базу. Проблема лишь в том, что стоимость этих ресурсов нельзя назвать низкой, отмечает начальник отдела стратегического развития Уральского банка реконструкции и развития Андрей Емельянов.

Небольшим банкам УрФО, основные операции которых приходятся на крупные промышленные центры, в целом более успешно удается поддерживать высокую рентабельность. Представители банковского сообщества связывают это не только с наличием платежеспособного спроса и высоким уровнем проникновения банковских услуг, но и с чисто репутационными факторами. Позиции местных банков заметно усилились после кризиса 1998 года. С тех пор, по утверждениям их представителей, региональные банки пользуются большим доверием, чем «варяги».

Подобные мнения можно услышать фактически в любом регионе страны, однако в Уральском федеральном округе они подтверждены достаточно убедительными фактами. Об этом, в частности, свидетельствует динамика операций с частными лицами. Если взять в качестве «точки отсчета» дату введения системы страхования вкладов, то окажется, что с тех пор темпы прироста депозитов у местных банков были почти в два с половиной раза выше, чем у «варягов». Результат этого более чем очевиден. Сегодня у 12 из 20 крупнейших банков округа на средства частных лиц приходится более 40% пассивов.

Традиционно существующее в регионах России «отставание» от Москвы на банковском рынке УрФО практически незаметно. Более того, по мнению представителей местных кредитных организаций, развитие банковского бизнеса в округе в чем-то даже опережает столичный рынок.

«Региональные банки в целом ничем не уступают московским, у них есть свои конкурентные преимущества, не позволяющие вытеснить их с рынка и с помощью демпинга, а степень развития некоторых услуг в УрФО даже опережает столичный рынок», – отмечает первый зампред Челябинвестбанка Сергей Бурцев.

«В Москве нет системы «Город», по-другому решен проект с социальными картами, многие московские банки только сейчас внедряют технологии телефон-банкинга и концентрируют свое внимание на микропроцессорных картах», – поясняет банкир.

Возмещение ущерба. Уникальность УрФО, которая делает его отличным от других федеральных округов, заключается в том, что все расположенные на его территории субъекты РФ, за исключением Курганской области, являются донорами. Они не просто обеспечивают положительный баланс между федеральными налогами, собираемыми на их территории, и приходящими из центра трансфертами, но и вообще не получают финпомощь из основного перераспределительного буфера федерального бюджета – Фонда финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПС).

Таких регионов в России лишь два десятка. Федеральные деньги на территорию округа, бесспорно, приходят, но не в виде финансовой помощи, а как финансирование так называемых федеральных мандатов – полномочий, которые находятся в ведении центра.

Впрочем, даже это не мешает Тюменской области, ХМАО и ЯНАО удерживать первые места среди субъектов РФ по уровню реальной бюджетной обеспеченности. Благодаря высоким налоговым поступлениям, она примерно в четыре раза выше, чем в целом по России, и в два раза превосходит аналогичный показатель в Москве.

Положение еще двух субъектов РФ, входящих в УрФО, – Челябинской и Свердловской областей выглядит достаточно противоречивым. Их с полным основанием можно отвести к регионам страны, которые больше других проигрывают от культивируемой в России политики регионального выравнивания. Так, по данным Минфина России, лежащим в основе проекта федерального бюджета на 2007 год, реальная бюджетная обеспеченность Челябинской и Свердловской областей лишь на 9 и 5% превышает уровень, дающий право получать финансовую помощь из ФФПС.

Представители Челябинской и Свердловской областей могут с полным правом утверждать, что принцип «чем больше зарабатываешь, тем меньше получаешь» имеет к ним самое непосредственное отношение. С точки зрения наполняемости бюджета им действительно нет большого смысла создавать условия для роста налогооблагаемой базы. Так, по расчетам журнала «Финанс.», субъектам РФ, находящимся в «одной лодке» с Челябинской и Свердловской областями, для увеличения бюджетной обеспеченности на 1% необходимо обеспечить реальный рост налоговых доходов (то есть без учета инфляции) на 3,5%.

В этих условиях одним из ключевых направлений деятельности региональных властей становится использование альтернативных, напрямую не связанных с общими принципами межбюджетных отношений, методов возвращения на территорию перераспределенных налоговых платежей. Наиболее очевидный из них – это реализация крупных инвестиционных проектов, предполагающих привлечение средств из федерального бюджета.

В Уральском федеральном округе в их число входит проект «Урал промышленный – Урал полярный», необходимый для восполнения истощенной ресурсной базы Среднего и Южного Урала. Точные параметры федеральных инвестиций в данный проект пока неизвестны. Однако даже участие федерального бюджета в строительстве железной дороги вдоль восточного склона Уральских гор, оцениваемое в 60-90 млрд рублей, должно стать значительным подспорьем для развития округа.

Показатели банков Уральского федерального округа на 1 сентября 2006 г.

Место в РФ

Банк

Работающие активы, млн руб.

Динамика с 01.01.06, %

Структура активов

Пассивы, млн руб.

Динамика с 01.01.06, %

Собственный капитал, млн руб.

Динамика с 01.01.06, %

Структура пассивов

Розничный бизнес

Корпоративный бизнес

Портфель ценных бумаг

Высоколиквидные активы, %

МБК, %

Вложения в акции, %

Вложения в облигации, %

Вложения в векселя, %

Кредиты частным лицам, %

Кредиты предприятиям и организациям, %

Собственный капитал, %

Привлеченные МБК, %

Средства частных лиц, %

Средства предприятий и организаций, %

Выпущенные ценные бумаги, %

Средства частных лиц, млн руб.

Динамика с 01.01.06, %

Кредиты частным лицам, млн руб.

Динамика с 01.01.06, %

Средства предприятий и организаций, млн руб.

Динамика с 01.01.06, %

Кредиты предприятиям и организациям, млн руб.

Динамика с 01.01.06, %

Акции, млн руб.

Облигации, млн руб.

Векселя, млн руб.

Прибыль, млн руб.

1

28

Ханты-Мансийский банк

48 642

4

15

8

2

16

9

16

27

54 172

0

5 312

9

10

5

21

20

3

11 207

19

7 615

103

10 906

1

12 891

42

1 161

7 781

4 389

783

2

44

Запсибкомбанк

28 952

10

6

1

5

14

10

31

33

31 427

13

2 776

15

9

0

34

35

2

10 654

16

9 003

36

10 938

16

9 598

-8

1 318

4 004

2 910

362

3

45

Сургутнефтегазбанк

27 817

8

5

20

3

24

2

15

26

30 997

10

2 298

-4

7

2

54

27

9

16 763

19

4 222

15

8 341

-27

7 246

25

881

6 760

418

213

4

62

Северная казна

19 496

32

4

2

3

18

6

30

37

23 298

39

2 855

80

12

8

45

22

9

10 552

35

5 888

55

5 084

9

7 195

24

581

3 554

1 094

315

5

70

УБРР

18 502

23

7

3

0

6

0

20

62

21 887

27

2 062

40

9

7

53

23

5

11 689

23

3 708

93

4 970

49

11 438

32

0

1 147

0

250

6

74

Уралвнешторгбанк

17 323

24

4

2

0

22

2

39

31

19 358

29

2 255

61

12

6

46

18

14

8 852

28

6 694

32

3 544

26

5 412

31

1

3 739

396

517

7

91

СКБ-банк

13 725

33

5

10

1

8

3

32

41

15 436

33

1 508

10

10

13

36

26

10

5 501

34

4 362

183

3 953

53

5 592

22

71

1 135

428

164

8

92

Челиндбанк

13 429

23

5

3

1

9

0

37

40

15 380

30

2 573

81

17

4

44

24

2

6 793

22

4 934

46

3 716

31

5 338

25

71

1 185

5

162

9

113

Челябинвестбанк

9 330

8

7

3

0

18

1

30

37

10 523

8

1 211

9

12

1

44

29

5

4 651

25

2 813

35

3 007

22

3 481

13

30

1 677

83

190

10

133

Уралтрансбанк

7 636

14

13

10

0

0

5

38

33

8 362

16

979

20

12

9

48

23

3

3 977

19

2 872

45

1 925

25

2 489

-2

12

12

366

215

11

135

СГБ

7 378

47

17

3

12

13

7

9

39

8 255

53

754

18

9

9

25

45

4

2 058

73

642

95

3 685

140

2 881

22

864

983

513

58

12

154

Углеметбанк

6 231

67

37

10

1

0

0

7

45

6 628

61

319

38

5

0

28

65

1

1 858

-8

424

49

4 335

211

2 828

45

34

0

21

84

13

168

Драгоценности Урала

5 326

23

5

2

2

8

10

37

25

6 146

28

473

20

8

10

65

14

0

4 009

28

1 992

18

853

48

1 352

56

114

423

514

19

14

200

Сибирьгазбанк

4 156

-2

23

1

9

1

13

29

19

4 808

-1

415

9

9

0

59

23

6

2 846

20

1 206

-6

1 111

-35

772

-13

391

25

540

58

15

218

Екатеринбург

3 759

17

7

1

0

20

0

28

34

4 071

18

351

43

9

11

29

44

2

1 179

15

1 071

90

1 801

28

1 288

79

2

765

0

50

16

229

МДМ-банк – Урал

3 507

69

41

14

0

0

0

12

25

3 819

66

661

26

17

4

4

12

0

144

-8

413

60

464

19

879

33

0

0

2

31

17

234

Гранкомбанк

3 453

8

5

4

0

41

1

13

30

3 581

2

455

6

13

14

47

17

2

1 669

-2

456

49

620

5

1 048

15

8

1 406

24

54

18

235

Вуз-банк

3 397

32

10

0

0

2

0

43

44

4 047

34

290

23

7

21

31

30

5

1 234

37

1 444

50

1 211

34

1 497

40

0

84

0

56

19

237

Мечел-банк

3 376

46

17

10

1

0

10

48

12

4 065

61

759

209

19

1

46

16

4

1 866

11

1 634

25

664

211

408

30

45

2

347

44

20

242

Банк24.ру

3 343

41

5

3

3

29

13

30

14

3 881

45

437

97

11

21

46

15

3

1 768

22

1 018

61

591

29

459

91

90

954

423

78

Методика рейтинга банков УрФО

Рейтинг банков составляется на основе банковских балансов (форма 101). В качестве основного ранжирующего показателя рассматриваются работающие активы. В рейтинг входят банки, работающие активы которых превышают $100 млн по курсу Центрального банка на дату составления рейтинга (1 сентября 2006 года).

Работающие активы включают следующие составляющие: наличные средства, средства на корсчете в ЦБ, средства на счете ММВБ, драгоценные металлы и камни, корреспондентские счета «ностро», выданные межбанковские кредиты и просроченную задолженность по ним, ценные бумаги, а также кредиты, выданные предприятиям, организациям и частным лицам. Используя показатель «работающие активы», «Ф.» рассматривает наиболее важные статьи активов, приносящие банку доход. Все абсолютные показатели рейтинга округлены с точностью до 1 млн рублей по математическим правилам округления. Например, если число меньше 0,5 млн рублей, оно округлено до 0. Аналогично округлены все относительные показатели рейтинга (динамика основных показателей, структура активов и пассивов).

В структуре активов сумма долей может превышать 100%, так как корсчет в ЦБ методикой не отнесен к работающим активам, но входит в показатель высоколиквидных активов.

Собственный капитал является одной из составляющих надежности банка, характеризует его способность отвечать по обязательствам. «Ф.» определяет собственный капитал как сумму уставного капитала, эмиссионного дохода, прочих фондов, прибыли (за вычетом расходов и величины распределенной прибыли) и резервов. Субординированные кредиты при расчете капитала не учитываются. В силу этого, а также других деталей указанный собственный капитал зачастую ниже, чем объявляют сами банки.

О РЕГИОНЕ

Минфин знает все

Уровень реальной бюджетной обеспеченности – это показатель, рассчитываемый Минфином России на основе сопоставления индекса налогового потенциала и индекса бюджетных расходов.

Согласно данным Минфина России, максимально высокий уровень бюджетной обеспеченности в Тюменской области (с учетом АО): значение индекса составляет 4,94.

Второе место – Москва (2,35), третье – Татарстан (1,49). Челябинская область занимает 13-е место (1,09), Свердловская область – 14-е место (1,05), Курганская область, которая в следующем году получит 3,6 млрд рублей финансовой помощи из ФФПС, – 61-е место (0,65).

Рентабельность банков Уральского федерального округа на 1 сентября 2006 г.

Место по рентабельности активов

Место по рентабельности капитала

Банк

Рентабельность активов, %

Рентабельность собственного капитала, %

1

2

Уралвнешторгбанк

3,0

22,9

2

3

Уралтрансбанк

2,8

21,9

3

5

Банк24.ру

2,3

17,9

4

6

Челябинвестбанк

2,0

15,7

5

4

Вуз-банк

1,6

19,3

6

13

Северная казна

1,6

11,0

7

7

Ханты-Мансийский банк

1,6

14,7

8

12

Гранкомбанк

1,6

11,9

9

9

Сибирьгазбанк

1,4

13,9

10

1

Углеметбанк

1,4

26,5

11

11

УБРР

1,4

12,1

12

8

Екатеринбург

1,3

14,1

13

18

Мечел-банк

1,3

5,8

14

10

Запсибкомбанк

1,2

13,0

15

17

Челиндбанк

1,2

6,3

16

14

СКБ-банк

1,2

10,9

17

19

МДМ-банк – Урал

0,9

4,7

18

16

СГБ

0,8

7,7

19

15

Сургутнефтегазбанк

0,8

9,3

20

20

Драгоценности Урала

0,3

3,9

50 крупнейших банков РФ

2,2

17,9

100 крупнейших банков РФ

2,2

17,2

200 крупнейших банков РФ

2,1%

16,5

Лишь четвертые

По объему сбора страховых премий и величине выплат Уральский федеральный округ занимает 4-е место после Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов.

По данным Федеральной службы страхнадзора, по итогам первой половины 2006 года на территории УрФО было собрано страховых премий на 16,4 млрд рублей (7,8% от общероссийских сборов), сумма выплат составила 6,2 млрд рублей (8,9%).

ПУБЛИЧНОСТЬ

Фондовое запустение

За пределами нефтегазового комплекса и металлургии лишь единицы компаний используют фондовый рынок в своем развитии.

Учитывая уровень развития экономики и привлекательность рынка, их могло бы быть намного больше. Директор Уральского филиала НАУФОР Радик Ахметшин считает, что определяющими в данном случае можно считать две причины. Первая из них – низкий уровень прозрачности – достаточно тривиальна для российского бизнеса. По тем или иным причинам собственники и менеджмент компаний не могут либо не хотят менять сложившуюся систему управления и становиться публичными. Вторая причина более специфична и в основном касается компаний, ориентирующихся на внутренний рынок. Внешняя среда, в которой они работают, необычайно привлекательна, поэтому грамотно выстроенная бизнес-модель позволяет развиваться за счет собственных ресурсов, ограничиваясь привлечением банковских кредитов.

Эти две причины нагляднее всего прослеживаются на примере сетевой торговли и строительства, которые переживают период бурного роста. Лишь одна из компаний, представляющая эти сектора экономики, – торговая сеть «Монетка» – решила привлечь средства на открытом рынке, разместив выпуск облигаций через структуру «Монетка-финанс».

По словам директора ИК «Расчетно-фондовый центр» Анатолия Яременко, многие компании региона отпугивает высокая трудоемкость выхода на фондовый рынок. Сдерживающим фактором можно считать и слишком большой размер «входного билета». За последние несколько лет объемы облигационных займов в России резко возросли. Считается, что их размер должен составлять не менее 1 млрд рублей, что для региональных компаний выглядит слишком крупной суммой. Попытка занять меньше может привести к тому, что при нынешнем состоянии рынка с учетом всех издержек привлеченные ресурсы обойдутся дороже банковских кредитов.

Генеральный директор ИФК «Еврогрин» Евгений Костарев также отмечает большое количество чисто отраслевых ограничений. К примеру, предприятия ВПК слишком сильно зависят от госрегулирования: и законодательные ограничения, и нестабильность оборонного заказа делают практически невозможным их выход на фондовый рынок.

Журнал «Финанс.» №47 (184) 4 – 10 декабря, 2006 – Финансы урфо
Алексей Каплунов

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.