Частная дума Олега Анисимова. В советы директоров госкомпаний ведь входят лучшие чиновничьи силы

Общество узнало о новом поветрии 8 июня. Первый вице-премьер Игорь Шувалов на Петербургском экономическом форуме сообщил следующее: «В ближайшее время мы проведем ротацию во всех компаниях, на 100% принадлежащих государству. Максимально устраним оттуда чиновников, заменив их на профессионалов». Уже тогда заявление показалось мне странным.

В советы директоров госкомпаний ведь входят лучшие чиновничьи силы – министры, их заместители, директора департаментов. На таких позициях должны работать профессионалы – как в вопросах управления, так и в отрасли, которой они занимаются. Поэтому второе предложение Игоря Шувалова выглядело двусмысленно. Намек на непрофессионализм обидел многих неглупых чиновников, которые, кстати, за работу в советах директоров согласно законодательству официальное вознаграждение получать не вправе.

Теперь у нас есть возможность увидеть, как эта идея реализуется на примере ОАО «Российские железные дороги». В совете останется один чиновник – вице-премьер Александр Жуков, который сейчас руководит этим органом. Президент РЖД Владимир Якунин там по должности. Остальные кандидаты – независимые директора: Александр Рязанов (экс-«Газпромнефть»), Владимир Гусаков («Центринвест»), Андрей Шаронов («Тройка Диалог»), Александр Шохин (РСПП), Владимир Прокофьев («Балттранссервис»), Дмитрий Комиссаров (экс-«Трансмашхолдинг»), Андрей Костин (ВТБ).

А теперь несколько вопросов. Чем, скажите мне, Александр Рязанов, ранее руководивший «Газпромнефтью», в железнодорожных вопросах профессиональнее, чем замминистра транспорта Александр Мишарин, который совет теперь вынужден покинуть?

Кто будет активнее оппонировать РЖД по вопросам монополизма – замминистра экономического развития Анна Попова или Дмитрий Комиссаров, основное место которого сейчас неизвестно?

О какой независимости можно говорить в случае гендиректора «Балттранссервиса» (структура «Н-транса») Владимира Прокофьева, если бизнес «Н-транса» зависит от РЖД? С каким усердием будет он отстаивать интересы государства?

Разве мало заняты на основных местах работы остальные независимые директора, чтобы еще вникать в проблемы огромной РЖД?

Новая схема приведет к усилению влияния президента РЖД Владимира Якунина. Хороший подарок на 60-летие. Единственный позитивный факт: число членов совета сократится с 12 до 9 человек. Видимо, на рынке дефицит людей «с именем», достаточным для столь важной роли. В этой связи любопытно посмотреть: кого «в независимые» привлекут для других госкомпаний. Возможно, процесс будет напоминать барщину – бизнесу придется отдать своих менеджеров на отработку пожеланий верховной власти в добровольно-принудительном порядке. Как откажешь, дело ведь государственной важности.

Журнал «Финанс.» №27 (262) 14 июля — 20 июля 2008 — Частная дума

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.