Виктор Уткин: «Биржевая доля будет увеличиваться»

Виктор Сергеевич, зачем нужно менять схему клиринга, которая давно применяется на ММВБ?

– Общепринятая практика предполагает специализацию – почти на всех мировых площадках клиринг и организация торговли отделены друг от друга. Клиринговая деятельность подразумевает управление рисками, связанными с расчетами по итогам торгов, поэтому ею должна заниматься отдельная структура. Если говорить именно о нашем проекте, то впервые в России на биржевом рынке появится центральный контрагент по сделкам. Например, ММВБ не смогла бы самостоятельно выполнять эту функцию на валютном рынке, поскольку только банки вправе проводить операции с валютой. НКЦ как банковская организация обладает необходимыми для этого полномочиями. Новая схема будет юридически прозрачной и более удобной.

Когда она заработает?

– На валютном рынке ММВБ – в октябре–начале ноября. В августе мы прошли очень важный этап – ММВБ, Банк России и НКЦ подписали с 11 крупнейшими банками соглашение о порядке и условиях совершения сделок по покупке и продаже иностранной валюты с использованием централизованного клиринга. Документ содержит ряд принципиально новых моментов. Например, признание аналога собственноручной подписи. Простая письменная форма заключения сделок на бирже примет более-менее корректную правовую форму. ММВБ также предложила 535 членам секции валютного рынка до 28 сентября подписать пакет документов для доступа к торгам и клиринговому обслуживанию в новых условиях.

В более отдаленной перспективе НКЦ возьмет на себя клиринг на остальных рынках. Когда мы к этому подойдем, участники торгов смогут, например, пользоваться единым инвестиционным портфелем для работы на валютном, фондовом и других рынках группы.

Торговое соглашение предусматривает, что ММВБ предоставит НКЦ дополнительные гарантии на $100 млн. То есть 700 млн рублей собственного капитала для НКЦ оказалось недостаточно?

– Совет директоров ММВБ и Центробанк приняли решение дополнительно повысить надежность новой схемы клиринга, чтобы ведущие участники рынка чувствовали себя более комфортно. Дело в том, что НКЦ располагает достаточным капиталом, чтобы обслуживать валютный рынок ММВБ, однако является не очень большим банком по меркам российского валютного рынка. А ведь именно на НКЦ участники торгов будут выставлять лимиты как на вторую сторону по сделкам. Разумеется, по мере развития рынка потребность в капитализации банка будет расти.

Из каких источников планируете пополнять капитал?

– Это будут, прежде всего, вложения основного акционера – ММВБ. На мой взгляд, пока не исчерпан объявленный капитал в 1,5 млрд рублей, вряд ли целесообразно рассматривать иные источники, в том числе публичное привлечение средств.

Какую роль в подготовке проектов НКЦ играет Центробанк?

– Регулятор поддерживает изменение клиринга в валютной секции ММВБ, считая, что этот шаг послужит толчком к развитию биржевого сегмента. Сейчас на организованный рынок приходится лишь 15–17% общего объема валютных операций в России. Объемы растут, но соотношение между биржевым и внебиржевым сегментами почти не меняется. Отказ от прежней схемы, а в перспективе и введение дополнительных услуг в части расчетов и кредитования будут способствовать тому, что биржевая доля будет увеличиваться.

Сейчас совместно с Центробанком мы занимаемся проектом введения центрального контрагента на рынке РЕПО с гособлигациями. Этот сегмент тоже относится к его сфере регулирования, и здесь требуются изменения в нормативной базе. Поправки должны быть еще согласованы с Минфином, поэтому трудно назвать конкретные сроки.

Что требуется от участников торгов, чтобы перейти на новую схему?

– Нужно подписать довольно много документов. Отчасти это связано с тем, что НКЦ является банком и должен соответствовать требованиям о противодействии легализации преступных доходов. В том, что касается технологии заключения сделок, никаких существенных изменений не произойдет. Отдельно отмечу, что участники не понесут дополнительных затрат. Прежний единый комиссионный сбор на валютном рынке просто будет разделен на три составляющие – за клиринг, организацию торгов и использование технологической системы.

Связано ли изменение схемы клиринга с прямым допуском к торгам иностранных банков?

– В принципе им проще было бы выходить на рынок, на котором клиринговой деятельностью занимается банковская организация – в данном случае НКЦ. Кстати, иностранные банки отнеслись к этому проекту даже с большим пониманием, чем российские. Но для того чтобы стал возможным выход на биржу участников-нерезидентов, должно быть принято соответствующее политическое решение со стороны ЦБ. Новая схема клиринга позволяет пойти на этот шаг в любой момент, как только регулятор сочтет его целесообразным.

Факты

Виктор Уткин родился в 1966 году в Москве. В 1990 году окончил Московский финансовый институт, а в 2003-м – Всероссийскую государственную налоговую академию. Кандидат экономических наук, с 2004 года преподает в Финансовой академии при правительстве РФ. В 1991–1996 годах в Уникомбанке прошел путь от эксперта до руководителя дирекции по ценным бумагам, курировал операции банка на рынке ГКО-ОФЗ. В 1996–1998 годах являлся начальником управления ценных бумаг Автобанка. В 1998–2004 годах работал в Центробанке в департаменте операций на открытом рынке. В 2004–2005 годах – заместитель генерального директора ИФ «Олма», генеральный директор ИК «Олма». В 2005–2006-м – президент Московской фондовой биржи. С 2006-го работает в нынешней должности.

Журнал «Финанс.» №34 (220) 10 сентября — 16 сентября 2007 — Инвестиции
Беседовал Олег Мальцев

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.