Ответы экономики c Анной Ким

«Российские железные дороги» не прочь принять участие в приватизации германской Deutsche Bahn. Об этом президент РЖД Владимир Якунин заявил на выставке «Транспорт России – 2008», прошедшей в Сочи. Напомню, что речь идет об одной из крупнейших железнодорожных компаний Европы. Осенью этого года планируется провести IPO, в результате которого в собственности частных инвесторов должна оказаться почти четверть Deutsche Bahn, а сама она надеется выручить более 6 млрд евро.

Заявление Владимира Якунина не отнесешь к разряду сенсаций. Когда в бундестаге еще шли дебаты по поводу приватизации германской «железки», Европа уже была по горло занята возведением политических бастионов на пути экспансии «Газпрома» и ему подобных инвесторов. Вот и теперь реакция германских парламентариев была быстрой и предсказуемой. Эксперт консерваторов по вопросам транспортной политики Дирк Фишер заявил газете Berliner Zeitung, что интерес РЖД «не предвещает ничего хорошего».

Российской монополии, судя по всему, вообще стало тесновато в России. Например, в ее планах – поучаствовать в модернизации железных дорог в Северной Корее. Кроме того, был уже выигранный тендер на строительство 500-километровой ветки в Саудовской Аравии, но тамошнее правительство на днях отменило его результаты. Владимир Якунин ссылается на «проблемы международных отношений», злые языки утверждают, что дело в пересмотре россиянами стоимости проекта. Как бы там ни было, замах на международный уровень налицо.

Между тем едва ли найдется у РЖД хоть один клиент, который скажет, что «дома» компании уже нечем заняться. И проблемы не только в стандартах качества (назовем это так) услуг монополиста. По словам знающих людей, по железным дорогам России до сих пор курсирует множество локомотивов, не оборудованных туалетами. Конечно, подобные проблемы мелковаты в сравнении с глобальными задачами РЖД, но людям от этого не легче.

Инвестиционная программа у компании, разумеется, есть. Такая амбициозная, что на ее финансирование не хватает собственных средств и денег от повышения стоимости грузовых перевозок. С 1 января нынешнего года тарифы были проиндексированы на 11% вместо изначально запланированных 7%. Спустя три месяца было принято решение увеличить их еще на 1%. Этого оказалось мало. С 1 июля услуги РЖД для грузоперевозчиков подорожают на 8%. Итого за год получится более 21%. Напрасно глава Минтранса Игорь Левитин утешает публику тем, что «пассажирские перевозки не будут задействованы»: каждый пассажир – еще и потребитель товаров, а в их цены расходы на транспортировку неизбежно закладываются.

Стоит ли удивляться, что, когда заходит речь о финансировании футбольного клуба, подготовке Сочи к Олимпиаде, а теперь еще и импортной игрушке – Deutsche Bahn, РЖД затруднений не испытывает.

Журнал «Финанс.» №20 (255) 26 мая — 01 июня 2008 — Экономика