Не играйте в одни ворота. Вышестоящее руководство и рядовые сотрудники любой компании, как правило, по-разному представляют себе идеального начальника. Однако это вовсе не значит, что акционеры или топ-менеджмент непременно захотят видеть в нем цербера, способного любыми средствами добиться цели, а работники пожелают подчиняться мягкотелому шефу, спокойно закрывающему глаза на любые ошибки.
«От начальника его собственное руководство ожидает прежде всего эффективности работы подразделения, отдела или целой компании, — поясняет старший консультант отдела управления персоналом компании «Развитие бизнес-систем» Мадлен Батурина. — Для сотрудников же хороший начальник — это в первую очередь тот, кто умеет грамотно ставить цели — понятные и конкретные». Кроме того, идеальный руководитель должен уметь общаться с коллективом — обсуждать со всеми и с каждым сотрудником результаты работы, объяснять ошибки, указывать новые пути решения задач. «Работодатель ждет от нового руководителя не строгости, а результата. Или по крайней мере видимой эффективности в выполнении основной производственной функции подразделения или предприятия. Да и подчиненные далеко не всегда заигрывают с новым начальством. Среди них всегда имеются скептики, карьеристы, подхалимы и вполне самодостаточные специалисты», — добавляет системный консультант, председатель совета директоров фирмы управленческого консультирования «Сталкер» Юрий Котляревский.
Цель обратной связи с подчиненными — повышение эффективности их деятельности. Именно этого ожидают от начальника его руководители. Таким образом, невозможно стать идеальным шефом, если играть только в одни ворота — выслуживаться перед своим начальством, игнорируя потребности подчиненных, или бросать все свои силы на налаживание дружеской обстановки в коллективе. «И то, и другое в равной степени отрицательно скажется на работе. У вас просто не получится успешно управлять компанией, если подчиненные относятся к вам плохо, не ценят вас и не уважают — это ведь они производят продукт, необходимый в конечном итоге вашему руководству, — объясняет заместитель гендиректора по персоналу компании «Макон» Роман Мутасов. — В то же время, если вы сможете обеспечить слаженную и эффективную работу коллектива, а значит — качество этого продукта, у вас не будет проблем с начальством: они ведь получат то, чего хотели».
Кроме того, тактика работы на одну сторону неизбежно повлечет за собой подмену задач — это одна из самых распространенных ошибок управленцев. «Если выбрать роль друга подчиненным, то руководитель будет, получая зарплату за решение производственных задач, на деле выполнять функции «профсоюзного лидера», а это едва ли найдет отклик у вышестоящего начальства, — говорит гендиректор агентства интегрированных маркетинговых коммуникаций «ИМА-пресс» Ольга Шмалько. — Если же решать исключительно вопросы своей безопасности перед вышестоящим лицом, то вскоре шеф получит неуправляемый коллектив, саботирующий его распоряжения».
Работа на результат сделает вас идеальным начальником. Вы не должны заботиться о том, чтобы вас любили подчиненные и уважали руководители: они будут делать это, если вы профессионал, под началом которого поставленные задачи решаются в срок и появляются качественные продукты.
Хитрость помогает. «Руководитель — это такой же сотрудник компании, как все остальные, он отличается от своих подчиненных только кругом обязанностей. Но шеф ни в коем случае не должен быть «воспитателем в детском саду»», — говорит гендиректор научно-исследовательского института социальной психологии и психологии развития личности Сергей Шишков. Мнение о том, что хороший шеф должен быть мягким, сговорчивым, нетребовательным, — это ловушка, в которую попадают очень многие молодые управляющие, идя на поводу у коллектива. В итоге отношения в компании могут быть очень дружеские, но это не поможет, а, напротив, помешает работе.
В то же время очень сложно быть требовательным и строгим, не вызывая к себе антипатии. «Отличный выход из этой ситуации — уже давно отработанная схема под названием «хороший шеф — плохой зам», — рассказывает Сергей Шишков, — когда только заместитель озвучивает коллективу все неприятные и непопулярные решения, сознательно принимая на себя весь возникающий у работников негатив». Эта схема удобна и в больших компаниях, и в маленьких отделах: руководителю в этом случае удается сохранять за собой имидж сговорчивого, приятного во всех отношениях, но очень занятого человека, который делегирует часть своих полномочий заместителю.
Если спасительного заместителя нет, то необходимо закрепить за собой репутацию справедливого шефа — такому можно безнаказанно перемещать сотрудников внутри компании и даже увольнять их, применять карательные меры или настаивать на собственных вариантах решения задач. Наиболее эффективный способ поставить себя перед сотрудниками в правильную позицию — продемонстрировать, что вам не все равно, чем живут и как чувствуют себя ваши подчиненные. «Многочисленные опросы и аттестации, по результатам которых можно судить о климате в коллективе, должны быть не простой формальностью, а инструментом налаживания отношений между всеми звеньями в компании: от высшего руководства до рядовых сотрудников. Это полезно еще и для получения руководителем точного ответа на вопрос, кто работает в его компании. Очень часто это помогает обнаружить причину неудач», — считает Роман Мутасов.
Секрет благополучного руководства и поддержания хорошего климата в коллективе — грамотная мотивация сотрудников. Необходимо знать, что наиболее ценно для каждого из них: кто-то предпочитает материальное вознаграждение, другие — карьерный рост, третьи — свободный график работы. «Неплохой способ повысить эффективность труда работников — ввести систему бонусного поощрения. Чем больше человек работает, тем больше он получает. Таким образом, у сотрудника появляется выбор: взять этот бонус или нет. Как правило, предпочитают брать», — рассказывает Мадлен Батурина.
Корпоративная культура, которой не стоит пренебрегать, позволит воздействовать на сотрудников дистанционно: если стремление к успеху, личному и общему, — основная ценность, внушаемая работникам, они будут адекватно воспринимать даже очень строгого и требовательного шефа, не готового мириться с малейшими ошибками. Это же позволит начальнику объективно оценивать работу каждого сотрудника. Например, удержать профессионала, ценного для компании, даже если с ним не сложились личные отношения.
Для успешного совмещения роли начальника и подчиненного в первую очередь необходимо быть целостной личностью. Только такой человек сможет успешно решать многоуровневые управленческие задачи. Необходимо изучать виды и способы мотивации, познавать науку управления людьми — не с точки зрения психологии, а с позиций менеджмента. Как правило, это дает очень внушительные результаты.
Субординация для профилактики. В любой компании то и дело возникают вопросы, которые должны решаться в рабочем порядке, не доходя до менеджмента высшего звена. Им следует решать только действительно важные задачи. Хороший руководитель должен уметь делегировать ответственность должным образом и нужным людям, чтобы не пришлось потом переделывать их работу. «Начальники из разряда «в каждой бочке затычка» на самом деле не умеют руководить. Они все пытаются контролировать, а это неизбежно снижает эффективность их труда. Кроме того, они отнимают у коллектива инициативу, — это отучает его думать», — говорит Сергей Шишков.
Однако грубейшая ошибка — бросить всю ответственность на подчиненных, заявив: «меня интересует только результат». Во-первых, это не руководство. Во-вторых, обычно такие шефы дожидаются момента, когда сотрудники почти достигли результата, прерывают процесс работы и начинают громко объяснять всем, что и как нужно делать. Специалисты утверждают: такое поведение — заранее продуманная тактика, позволяющая самоутвердиться не совсем уверенным в себе людям. Многие компании несколько лет назад именно по этой причине отказались от услуг кризис-менеджеров — они давали ценные указания, исчезали, потом приезжали, ругались, снова руководили. Все налаживалось, но до тех пор, пока за менеджерами не закрывалась дверь: тут же все достигнутое рушилось. Причина такого парадокса кроется в стремлении кризис-менеджеров создавать у коллектива потребность в себе, культивируя собственную незаменимость. Для них это был бизнес. Но для начальника, руководителя такая позиция изначально проигрышная — вы должны создавать систему, которая будет работать в ваше отсутствие столь же хорошо, как если бы вы находились на своем обычном месте и держали руку на пульсе. Только в этом случае вы будете действительно незаменимым, а поможет вам в этом субординация: четкое распределение обязанностей и функций между сотрудниками.
«Кроме того, фамильярность хороша за столом, а в офисе необходима дистанция, она дисциплинирует. Начальник, разговаривающий с подчиненным с позиции доброго мудрого дяди, расслабляет и снижает мотивацию», — считает Роман Мутасов.
Без революций. Новое начальство — сильнейший стресс для любого коллектива: большого или малого, молодого или уже устоявшегося. Поэтому ни в коем случае нельзя проводить крупных реформ в первые два-три месяца после начала работы. Лучше всего вовсе обойтись без революций — любые изменения можно провести планомерно, постепенно — они будут не так заметны. Ведь пока вы в коллективе — чужеродный элемент, про вас ничего неизвестно — вы пугаете, смущаете и не вызываете ровным счетом никаких положительных эмоций. Поэтому необходимо представиться каждому, а не только самому высшему звену ваших подчиненных. Лучше всего для этого подойдет общее собрание. Но избегайте длинных речей: достаточно нескольких слов о себе, вы не на предвыборных дебатах.
Если в течение первого месяца работы (а он самый важный) вы не будете упиваться властью, а начнете эффективно трудиться, вас примут. Заботиться о климате в коллективе нужно потом — когда новый шеф сразу начинает заискивать с подчиненными, это не добавляет ему авторитета, столь необходимого для успеха.
Насколько просто вам будет внедриться в новый коллектив, зависит от того, каким был прежний шеф. Если его недолюбливали по каким-то причинам, вам важно знать — по каким, и постараться продемонстрировать противоположные черты. «Важно и понять, чем был хорош предыдущий шеф. Не стоит ломать все, что он сделал. В его мотивации и в его поступках могли быть такие причины, с которыми и вы непременно столкнетесь в ближайшее время», — советует Юрий Котляревский.
Кроме того, очень важно узнать, как распределены роли в коллективе. В каждом есть хотя бы один человек, вполне авторитетный в этом вопросе. Сделайте его своим осведомителем, познакомьтесь ближе, поговорите.
Чрезвычайно важно для нового руководителя запомнить две запретные темы: никогда не говорите, что вы знаете все лучше всех и ваше мнение истинно в любом случае. Избегайте такой позиции и ни в коем случае не критикуйте прежнее руководство и стиль его работы.
Журнал «Финанс.» №25 (162) 3 – 9 июля 2006 — Карьера
Инга Коростылева
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.