IPO-дума. ОЛЕГ АНИСИМОВ, главный редактор

Май приносит на рынок сразу два IPO (первоначальных публичных предложений акций). В промежутке между праздниками прошло IPO торговой сети «Пятерочка» (стр. 45), а вскоре инвесторы смогут приобрести и акции Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) (стр. 27).

Сначала о «Пятерочке». Получить удовольствие от шопинга в этой сети затруднительно, но иностранные инвесторы не ходят по магазинам в российских спальных районах. Зато они смотрят на финансовые показатели, которые у «Пятерочки» феноменальные. Сеть была основана всего пять лет назад, но число магазинов в ней уверенно приближается к 500. Оборот компании в 2004 году вырос на 70% до $1,59 млрд. Для компаний с оборотом более $1 млрд это шестой результат в России. И за 30% этого бизнеса акционеры получили $598 млн, а это означает, что по итогам IPO компания стоит почти $2 млрд, а владеющий контрольным пакетом Андрей Рогачев стал долларовым миллиардером. Кстати, одним из первых, кто сделал состояние не на бывшей государственной собственности. Уже переступили этот порог (или вот-вот переступят) Рустам Тарико («Русский стандарт»), братья Яковлевы («Эльдорадо») и Сергей Галицкий (группа «Тандер»).

Теперь об IPO НЛМК. Бизнес Владимира Лисина показал в прошлом году еще более впечатляющий рост. Благодаря взрыву цен на черные металлы оборот компании вырос на 75% до $4,3 млрд. Причем треть оборота — это чистая прибыль. Капитализация НЛМК, если рассчитывать ее по ценам сделок в РТС, уже превышает $7,5 млрд, и я не вижу причин, по которым бизнес в результате размещения акций за границей будет оценен дешевле.

На этих двух примерах видно, что за право стать совладельцами крупных российских компаний инвесторы готовы платить в полтора раза (а иногда и на 75%) больше выручки, приходящейся на одну акцию. В случае с вышеуказанными бизнес-машинами это понятно: их ждет практически запрограммированный рост. Но и другие растущие (и даже не слишком быстро) компании вправе рассчитывать на справедливую оценку рынка. Лестной для российских компаний можно считать оценку, соответствующую годовому обороту при невысокой прибыльности. Вы тоже хотите дорого продать акции своей компании? Так в чем же дело? Для проведения эффективного IPO абсолютно не обязателен миллиардный долларовый оборот: достаточно иметь выручку в размере $40-50 млн и готовность сделать свой бизнес прозрачным. Ну и перспективы — желательно не хуже, чем у фирм, вошедших в рейтинг быстрорастущих компаний «Ф.» (стр. 28).

Примечательно, что и «Пятерочка», и НЛМК проводят IPO в Лондоне, полностью игнорируя амбиции российских бирж. Оно и понятно: круг инвесторов за границей шире, а в России процедура IPO громоздка и нерыночна. Государство российское, впрочем, готовится частично исправить ситуацию. Сенатор Сергей Васильев и депутат Владислав Резник внесли в Думу поправки в три закона, регулирующих рынок ценных бумаг. Во-первых, законодатели предлагают усовершенствовать процедуру преимущественного выкупа акций существующими акционерами, которые смогут сделать это наравне с другими участниками размещения по рыночной цене (сейчас цена выкупа должна объявляться заранее и может быть не более чем на 10% ниже, чем цена публичного размещения, что делает невозможным проведение рыночного аукциона в ходе основного размещения). Во-вторых, только приветствовать можно предлагаемую замену регистрации отчета об итогах выпуска в ФСФР на соответствующее уведомление регулятора (хотя только в случае принятия биржей решения о включении бумаг в листинг).

В-третьих, законопроект дает эмитенту закрепить за собой «право выбрать среди инвесторов, подавших предложения о приобретении ценных бумаг, тех, кому такие ценные бумаги будут размещены». Эта новация достаточно сомнительна. Ведь право выбирать совладельцев хорошо реализовано в таких формах, как ЗАО или ООО, а форма ОАО как раз и привлекательна своей либеральностью. Если исключить нежелательные для эмитента комбинации совладельцев, то и акция может потерять часть своей ценности. И наконец, еще одна важная деталь — парламентарии предлагают ввести в проспект ценных бумаг информацию о вознаграждениях профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих услуги по размещению. Журналистам такая информация, несомненно, придется ко двору, но если только в законе будут прописаны конкретные формулы расчета вознаграждения. Иначе там появятся ни к чему не обязывающие фразы типа «в зависимости от цены размещения вознаграждение организаторов составит от 0 до 5% от суммы эмиссии».

Журнал «Финанс.» № 17 (107) 10-15 мая 2005 г. — Частная дума
ОЛЕГ АНИСИМОВ, главный редактор

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.