Инвестиции под присмотром

Азиатский синдром. На прошлой неделе в рамках Петербургского экономического форума был заложен первый камень комплекса «Балтийская жемчужина» — самого амбициозного проекта губернатора Петербурга Валентины Матвиенко за полтора года пребывания ее в кресле градоначальника. За 8 лет заброшенная территория в Красносельском районе Петербурга площадью около 180 га должна превратиться в современный многофункциональный комплекс с жилыми кварталами, торговыми, развлекательными и бизнес-центрами. По сути, это будет город-спутник Петербурга, по численности населения такой, например, как соседний Петергоф. Стоимость вложений оценивается в $1,25 млрд. Пикантность проекта заключается в том, что финансировать его намерена Шанхайская заграничная объединенная инвестиционная компания, представляющая собой пул китайских предпринимателей. Проект родился на свет после недавнего визита Валентины Матвиенко в Пекин и Шанхай, вызвал живой интерес в Петербурге и получил негласное название «Китайский квартал». Многие связали его с намерениями властей Поднебесной через инвестиционный проект осуществить экспансию в Северную столицу России не только капитала, но и рабочей силы, что изменило бы этнодемографическую ситуацию в городе. Надо сказать, что китайский бизнес и так активно развивается в Петербурге — например, по числу таких ресторанов город на Неве опережает Москву да и многие другие европейские мегаполисы. Оппозиция — как левая, так и правая — попыталась даже провести в городе референдум о целесообразности строительства квартала, но Валентина Матвиенко дала инициативной группе жесткий отпор, и Горизбирком не решился назначить голосование.

Как утверждают петербургские чиновники, Китай представлен в проекте лишь инвестором: проектировать город-спутник будут западные архитекторы, а рабочая сила будет в основном российская. Что же касается якобы данных губернатором обещаний отдать 50% построенных жилых площадей «Балтийской жемчужины» этническим китайцам, то, как говорят в Смольном, эта цифра сильно преувеличена, и на деле она составит лишь около 1%. Однако отказ губернатора от публичного обсуждения проекта лишь добавляет тревоги его противникам. Китайский квартал вполне может стать для Матвиенко такой же головной болью, какой был для ее предшественника Владимира Яковлева Ледовый дворец, построенный к чемпионату мира по хоккею 2000 года. Этот объект городские власти позиционировали как крупнейший частный инвестиционный проект, однако в итоге он был построен почти полностью на бюджетные средства. В результате владелец имущественного комплекса Ледового дворца — ОАО «Дворец спорта», 100% акций которого владеет город, — оказался должен кредиторам около 2 млрд рублей, которые в течение 15 лет будут выделяться из бюджета.

Мужские проекты. Второй крупный инвестиционный проект, готовящийся сейчас к реализации в Северной столице, но вызывающий куда меньше возражений, также родился в ходе зарубежной поездки губернатора. Находясь в октябре 2004 года в Токио, Валентина Матвиенко убедила владельцев Toyota в целесообразности размещения завода по сборке автомобилей марки Camry именно в Петербурге (за это право боролись и ряд других регионов, например соседняя Ленинградская область). Достигнув предварительной договоренности с Toyota, Смольный в кратчайшие сроки согласовал с инвестором все условия проекта и даже выделил почти 300 млн рублей на строительство дорог и обустройство инженерной инфраструктуры в промзоне «Шушары», где разместится завод. Предполагается, что он будет построен за два с небольшим года и на первом этапе выпустит 20 тыс. автомобилей в год. Не исключено, что по соседству с заводом Toyota в Шушарах появится ряд других предприятий по производству автомобильных комплектующих.

Третий инвестиционный проект, напротив, горячо поддерживается населением, особенно его мужской половиной. Речь идет о строительстве на месте нынешнего стадиона им. Кирова новой, более современной арены на 50 тыс. зрителей, похожей на ту, что имеет в своем распоряжении клуб английской премьер-лиги Manchester City. Стадион «Петровский», на котором проводит домашние матчи «Зенит», вмещает менее 22 тыс. зрителей, он не пригоден для проведения матчей Лиги чемпионов и как следствие не соответствует уровню амбиций руководства петербургской команды. Стоимость стадиона, по разным оценкам, составит от $80 млн до $150 млн, а главным инвестором выступит совладелец «Зенита» «Газпром». Переговоры Валентины Матвиенко сначала с холдингом «Интеррос», а затем и с газовым концерном длятся уже более года, а воз и ныне там. Камнем преткновения стал высокий срок окупаемости проекта и желание инвесторов получить в управление соседние с будущим стадионом земли Крестовского острова. Однако стадион им. Кирова граничит с парковой зоной, а все остальные «пятна» острова давно застраиваются элитным жильем. В результате клуб и болельщики пока довольствуются декларациями, а срок окончания строительства сдвинут с 2007 на 2008 год.

Еще один крупный петербургский инвестпроект реализуется в Стрельне. Здесь, в промзоне «Нойдорф», компания BSH (Bosch & Siemens Hausgeraete) в ближайшие месяцы начнет строительство завода по производству холодильников. Есть предварительные договоренности о разворачивании производств такими крупными мировыми гигантами, как Electrolux и Daimler Chrysler. Есть примеры и планируемых отечественных инвестиций. Так, «Северсталь» намерена создать в Колпине производство труб для нефтяной и газовой отраслей.

Утраченное первенство. Однако в целом предприниматели отмечают, что городские власти создают комфортные условия лишь для гигантов бизнеса — западных или российских. А в целом инвестиционный климат в городе оставляет желать лучшего. В 2004 году, по данным Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Петербурга, инвестиции в основной капитал снизились по сравнению с предыдущим годом на 15,8%. Компенсацией снижения инвестиционной привлекательности города могли бы стать данные о значительном (41,6%) росте иностранных инвестиций. Но если посмотреть на абсолютные цифры ($985 млн), то окажется, что Петербург даже не лидер по объему иностранных инвестиций в Северо-Западном федеральном округе. Впервые с момента раздела России на округа столицу СЗФО обошел другой регион — Вологодская область, где иностранные инвестиции превысили $1 млрд.

В прошлом году и в начале нынешнего Смольный предпринимал отчаянные шаги по возвращению Петербургу статуса инвестиционно-привлекательного региона. С 2005 года вступили в силу нормы местного законодательства, предоставляющие льготы по налогам на прибыль и имущество инвесторам. Правда, льгота предоставляется лишь инвесторам, вложившим в развитие за предыдущий год не менее $5 млн, что автоматически отрезает от преференций весь малый и часть среднего бизнеса.

Один из самых больных вопросов в городе — слабо развитая дорожная сеть и инженерная инфраструктура. Валентина Матвиенко не раз признавалась, что многие инвесторы хотят своими глазами увидеть предлагаемые под производство участки и, обозрев их инфраструктуру, отказывались продолжать диалог. Как известно, большинство российских регионов в результате происшедшего с 2005 года перераспределения доходных источников в пользу федерального центра были вынуждены существенно сократить капитальные вложения в развитие объектов. Петербург не пошел по этому пути. Пожертвовав сбалансированностью бюджета-2005, Смольный при его внесении в Законодательное собрание увеличил капвложения в инфраструктуру по сравнению с 2004 годом на 37,5%. А в результате происходящей сейчас в городском парламенте корректировки бюджета это финансирование вырастет еще на 12,3% и доля этой статьи в суммарных расходах достигнет почти 19% — уровня, о котором многие другие российские регионы могут только мечтать.

Аукцион с лазейкой. Еще один больной вопрос — сроки согласования проектов. Наиболее крупные из них, в том числе и вышеперечисленные, курируются лично губернатором и потому реализуются без проволочек. Но когда дело доходит до рядового проекта, он попадает на стол к чиновникам среднего звена и согласование может растянуться на годы. В этом смысле Ленинградская область давно обошла Петербург, всячески продвигая на уровне рядовых сотрудников экономического комитета любой интересный для региона проект. Пытаясь догнать в этом смысле своего соседа, Петербург внедрил своего рода принцип «одного окна» для инвесторов, создав государственное учреждение Городское агентство по промышленным инвестициям. В функции новой структуры входит подготовка полных комплектов документов для принятия окончательного решения городским правительством, а также оказание квалифицированной помощи инвестору на всех этапах прохождения проекта.

Наконец, еще одним тормозом повышения инвестиционной привлекательности города является затрудненный доступ к земельным ресурсам. Отчасти эту проблему «закрыл» принятый Законодательным собранием закон «О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Петербурга, для строительства и реконструкции», который ввел практику проведения земельных аукционов. Однако городские власти оставили за собой в законе многочисленные «лазейки», позволяющие выделять крупным компаниям участки по собственному усмотрению (стр. 17).

По мнению петербургских предпринимателей, в ближайшее время городу действительно стоит ждать роста инвестиций, по крайней мере иностранных, но произойдет это в основном благодаря энергичной поддержке со стороны губернатора конкретных крупных проектов. Для улучшения же делового климата в целом местным властям предстоит выстроить целую систему цивилизованных отношений с бизнесом, поощряя инвестиции во все отрасли, а не только в те, которые являются локомотивами развития городской экономики.

КРУПНЕЙШИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Название проекта

Инвестор

Объем инвестиций

Год окончания реализации

Описание проекта

Балтийская жемчужина

Шанхайская заграничная объединенная инвестиционная компания (КНР)

$1,25 млрд

2013 г.

Город-спутник на юго-западе Петербурга: 1 млн кв. метров жилья, бизнес- и социальная инфраструктура, строительство причалов для маломерных судов. Планируемая численность населения — 35 тыс. человек

Ижорский трубный завод

Северсталь

$430 млн

2006 г.

Строительство нового производства труб большого диаметра для газовой и нефтяной промышленности в Колпине и модернизация стана-5000 на Ижорских заводах

Завод по производству электроники

Elcoteq Network (Финляндия)

100 млн евро

2006 г.

Заложен в октябре 2004 г.

Завод по сборке автомобилей

Toyota Motor (Япония)

$110 млн

2007 г.

Выпуск автомобилей Toyota Camry — в промзоне «Шушары», проектная мощность — 50 тыс. машин в год

Футбольный стадион

Газпром

$80 млн

2008 г.

Вместимость — 50 тыс. зрителей

Завод по производству бытовой техники

Bosch und Siemens Hausgeraete (ФРГ)

50 млн евро

2007 г.

Выпуск холодильников в промзоне «Нойдорф», проектная мощность — 500 тыс. холодильников в год

Завод по производству водки

Русский стандарт Водка

$30 млн

2006 г.

Заложен в ноябре 2004 г.

Источник: администрация Петербурга

Журнал «Финанс.» № 23 (113) 20-26 июня 2005 — Главная тема
Дмитрий Патрушев

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.