Полет к миллиарду

Сложно поверить, но пока в мире не существует спортсменов-миллиардеров. Огромных гонораров и рекламных контрактов не хватает, чтобы дотянуться до гроссмейстерского рубежа, покорившегося уже почти тысяче землян. Даже самые успешные атлеты не заявляли, что высоко поднятая финансовая планка – один из рекордов, который им предстоит побить. До тех пор, пока эти слова не произнес баскетболист ЛеБрон Джеймс – стремительно прогрессирующая «звезда» одного из самых популярных видов спорта на планете.

История конкуренции. Превращение известнейших спортсменов в богачей – дело сравнительно недавнее. Но миллиард долларов на счету уже не будет считаться фантастикой – как в середине 80-х.

В 1984 году Майкл Джордан подписал с малоизвестной, но стремительно развивающейся фирмой Nike пятилетний рекламный контракт на общую сумму $2,5 млн. Вообще-то баскетболист, впоследствии ставший идолом поколения, больше тяготел к Adidas, но в Nike рискнули, дав больше денег и пообещав создание именных кроссовок. Эксперты крутили пальцем у виска, но вложения окупились сторицей: сотрудничество с Майклом Джорданом позволило компании за считанные годы гигантскими прыжками проскакать мимо конкурентов, а заодно, вместе с объемами продаж взвинтить и цены на рынке. Теперь пара баскетбольной обуви с изображением взлетающего к кольцу баскетболиста и словом Jordan на коробке обходится покупателю в полторы сот­ни долларов, что не мешает в дни релизов выстраиваться у магазинов длинным очередям киксоманов – коллекционеров высокотехнологичных кроссовок.

Рекламщики крупных корпораций сработали и на пользу имиджа спорта, подняв рейтинги и суммы гонораров. В сезоне-97/98 зарплата Майкла Джордана составила уже $36 млн, заставив Национальную баскетбольную ассоциацию (NBA) ввести соответствующие ограничения. Независимые исследователи утверждают, что состояние Майкла Джордана, ныне управляющего баскетбольным клубом Charlotte Bobcats, приближается к миллиарду. Но он выбыл из списка действующих спортсменов.

Если в 1996 году еще оставались те, кто удивлялся $40-миллионному пятилетнему рекламному соглашению с Nike молодого темнокожего игрока в гольф Тайгера Вудса, то в 2001-м пожизненный контракт баскетболиста Аллена Айверсона с Reebok уже казался нормой, а в 2003-м выделенные тем же Nike деньги для 14-летнего футболиста Фредди Аду дали понять, что гонка за талантами становится все более безжалостной. При этом в списке самых высокооплачиваемых спортсменов мира главенствуют «клиенты» Nike – компания не боится лишних трат ради двигающей прогресс рекламы.

Привычка к роскоши. ЛеБрон Джеймс был рожден, чтобы царствовать. О нем начали говорить задолго до того, как он оказался в профессиональном баскетболе. Телеканал ESPN включал в национальное расписание трансляции матчей его школьной команды, а журнал Sports Illustrated помещал улыбающееся лицо подростка на обложку. Ничего удивительного: за три года в старших классах ЛеБрон трижды признавался лучшим баскетболистом штата Огайо, выигрывал чемпионат штата и включался в символическую пятерку школьников США.

Если бы это дозволялось правилами NBA, ЛеБрон Джеймс оказался бы в сильнейшей лиге мира еще в 17-летнем возрасте. Сомнений в этом не было: перед тем, как пойти в выпускной класс, он появился на тренировке Cleveland Cavaliers – кстати, клуб впоследствии был оштрафован за нерегламентированный контракт со школьником. На том занятии ЛеБрон, по словам тренеров, выглядел сильнее любого из действующих «кавалеристов».

Скорость и физическая мощь, позволяющие беспрепятственно прорываться под кольцо почти в любой ситуации, понимание игры и видение площадки, превращающие ЛеБрона Джеймса в настоящего универсала, не оставляли сомнений, что в маленьком городке Экрон подрастает будущая «звезда». В школу известный на всю Америку подросток приезжал на массивном Hummer, подаренном матерью на 18-летие. Шикарный автомобиль стоимостью в $80 тыс. в небогатой семье вызвал расследование руководства любительской школьной лиги. Но ничего предосудительного обнаружено не было – родители попросту взяли кредит в банке под будущие успехи сына.

Стоило ЛеБрону Джеймсу объявить, что он пропускает ступень студенческого баскетбола и собирается попробовать себя в NBA, как за его услугами началась настоящая гонка. ЛеБрона с родителями возили на заводы экипировки, делали подарки, обещали золотые горы… В итоге победу одержала вездесущая Nike, пообещавшая мальчику $100 млн за семь лет. Америка изумленно выдохнула – ведь этот парень еще не провел в NBA ни одного матча! Практически одновременно он подписал пятилетний контракт с производителем сувенирных карточек Upper Deck – его стоимость составила $6 млн. Следом подтянулись Coca-Cola и Microsoft…

Баффет в помощь. Заявление ЛеБрона Джеймса о прицеле на $1 млрд было, в первую очередь, рекламным ходом – еще бы, ведь оно сделано на пресс-конференции под эгидой Nike. Впоследствии баскетболист пошел на попятную. Вернее, отметил, что включил в собственный капитал стоимость всех брэндов, несущих его имя, даже если они принадлежат другим. Неудивительно, ведь в гонке доходов игрок Cleveland Cavaliers конкурентам пока уступает, хотя потенциалом обладает огромным – все-таки он еще очень молод. $24 млн на рекламе в год – слишком долгий путь к заветному миллиарду. Правда, контракт с Cleveland Cavaliers помогает – до 2010 года счет ЛеБрона будет ежегодно пополняться в среднем на $14,5 млн.

И все же доходы баскетболиста еще могут вырасти. Ведь они напрямую зависят от спортивных успехов. Майкл Джордан в конце 80-х был невероятно популярен. Но скачок в степени поклонения произошел только тогда, когда он вместе с Chicago Bulls выиграл титул чемпиона NBA. ЛеБрон Джеймс тоже не хочет затягивать – в минувшем сезоне его Cleveland Cavaliers добрался до финала.

Но главное – правильно распорядиться тем, что у него есть. И ЛеБрон не откладывает деньги на банковский счет. Его делами занимается специально для этого созданная компания LRMR Marketing. Плоды ее работы – вложения в недвижимость, в малый бизнес и покупка крупного пакета акций производителя велосипедов Cannondale. «Важно, чтобы ты зарабатывал, даже когда спишь!» – не устает повторять владельцу руководитель LRMR Marketing Мэйверик Картер.

Но убедительнее всего для финансового мира звучат слова одного из богатейших людей в мире Уоррена Баффета. ЛеБрон не постеснялся связаться с легендарным инвестором и попросить у него совета. Парочку видели вместе на совместных ужинах, Уоррен Баффет появлялся в первом ряду домашних матчей Cleveland Cavaliers. «Он хотел пару подсказок по баскетболу, а я – небольшой совет по финансам, – шутил Уоррен Баффетт. – Мы поменялись. Он сказал мне, какие покупать носки, а я – какие выбирать акции».

ЛеБрон Джеймс учится не только зарабатывать, но и правильно говорить, и не делать ошибочных движений, что очень полезно в мире больших денег. К примеру, в прошлом году он отказался подписать петицию в защиту Дарфура, которую ему подсунул одноклубник Айра Ньюбл. ЛеБрон, пусть и вызвал на себя огонь критики в Штатах, не поссорился с партнерами в Китае – ведь именно китайское правительство вкладывает деньги в суданскую экономику, закупая большую часть местной нефти и невольно поддерживая геноцид в Дарфуре – одной из провинций этой африканской страны. «Я обязан мыслить глобально», – любит повторять Джеймс. Заодно он следует стопами своего кумира Майкла Джордана, всегда думавшего в первую очередь о бизнесе, а потом о политике. В 1990 году Майкл отказался поддержать темнокожего кандидата-демократа Харви Ганта на выборах в Сенат. «Республиканцы тоже покупают кроссовки», – бесхитростно объяснил великий баскетболист.

Журнал «Финанс.» №07 (242) 18 февраля – 24 февраля 2008 – 500 миллиардеров
Николай Цынкевич

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.