Афиша. 04-10 август 2003

Кино

25 июля в США, а 31 июля и в России стартовал фильм «Фаворит» — новое захватывающее драматическое действо, главный герой которого — щуплая неприметная лошадка по кличке Сухарь. Говорят, у этой картины есть все шансы выиграть скачки очередного «Оскара».

Америка времен Великой депрессии. Хуже уже не будет: безработица, экономический кризис, слом привычного уклада жизни. На хлеб зарабатывают чем придется, и все популярнее становится игра на скачках, которая не только приносит доходы, но и будоражит кровь. Когда однажды на ипподроме появляется Сухарь, публика недоуменно переглядывается: против непобедимого скакуна по кличке Военный Адмирал он выглядит уж слишком непрезентабельно. Под стать ему достается и жокей — слепнущий чемпион по боксу в суперлегком весе Ред Поллард (Тоби Макгуайр). Эта странная команда вкупе с хозяином лошади Чарльзом Ховардом (Джеф Бриджес), бывшим владельцем процветающего автосалона, чей сын погиб в катастрофе, и тренером, бывшим цирковым силачом (Крис Купер), ставит на темную лошадку и выигрывает: неказистому Сухарю суждено стать воплощением американской мечты. В основе фильма — реальная история, которая описана в нашумевшей книге Лоры Хилленбранд «Сухарь: легенда Америки». Бюджет картины составил $75 млн, а кассовые сборы за первый уик-энд — $20,9 млн. Показ стартовал одновременно в 3500 кинотеатрах.

Премьера «Грязных прелестей» — нового фильма Стивена Фрирза — состоялась в Москве 31 июля. Кажется, что это история двух эмигрантов: нигерийца Окве (Чиветель Эджиофор) и турчанки Синей (Одри Тоту), которые работают в одном отеле и снимают пополам квартиру. На самом деле главный герой этого фильма — Лондон. Но это не Лондон парадный, не Лондон торжественный, не Лондон сияющий. Стивен Фрирз, в фильмографии которого номинировавшиеся на «Оскар» «Мошенники», «Опасные связи» и «Фанатик», снимает картину о пугающей и грязной изнанке большого города. Здесь люди обходятся без денег и паспортов, здесь в каждом номере отеля скрывается тайна, а сама гостиница, в которой происходит действие, по замыслу создателей фильма является своеобразной метафорой — уменьшенной моделью жестокого и криминального мира. «Это темная история, рассказ о том мире Лондона, которого мы предпочли бы не знать; но все мы в некоторой степени извлекаем из него выгоду, посещая определенные гостиницы и рестораны, — говорит режиссер. — И все же мы не замечаем этих людей, потому что они остаются в тени. В фильме поднимается тема эксплуатации людей, которые живут в Британии нелегально и вынуждены, вопреки их воле, в некоторых случаях выполнять работу, которая им не нравится. Помимо этого в фильме есть множество внезапных поворотов и моментов, которые заставят зрителя ерзать на краешке кресла».

«Твои руки на моих бедрах» — третий фильм, вышедший в последний день июля в столичный прокат. Режиссерский дебют известной французской актрисы Шанталь Лоби — картина об уходящей молодости и погоне за счастьем. Дети вырастают, начинают жить собственной жизнью, и на тебя обрушивается непонятная свобода. Ты не знаешь, что с ней делать, и все идет наперекосяк, если ты 42-летняя стареющая актриса и осиротевший дом оказывается для тебя слишком большим. Но однажды героиня фильма Одиль Руссле — очаровательная и чуточку взбалмошная особа, которую играет сама Шанталь Лоби, — знакомится с хозяевами ярмарочных аттракционов, и ее жизнь начинает напоминать лихорадящее кружение карусели. «Твои руки на моих бедрах» — романтичная песня Адамо — становится лейтмотивом фильма, и кажется, ее поют про тебя, потому что в ней — слова любви и надежды, и ожидания, что любовь не закончилась и счастье еще впереди. «Мне хотелось, чтобы моя история была легкой, чтобы драматические ситуации разрешались весело и счастливо, короче — чтобы жизнь выглядела как большая и красивая история любви. Влюбиться из-за мелочи, разлюбить из-за мелочи, вновь почувствовать себя подростком (я слушала тогда Адамо), не спать ночами, открыть глаза, распахнуть сердце и пуститься по течению», — говорит Шанталь Лоби. Продюсер фильма — Клоди Оссар («Амели», «Деликатесы», «Город потерянных детей»).

Выставки

С 29 июля в галерее «Файн арт» открылась выставка акварелей Лаврентия Бруни «Летние каникулы». Излюбленные темы этого художника — цветы и девушки. Они вдохновляют его своей прозрачной нежностью, своей утренней свежестью, своей утонченной гламурностью. «Летние каникулы» — очередная серия акварельных «ню» Лаврентия Бруни — наполнена именно таким ощущением предрассветной легкости, когда томные женские фигурки обволакивает серовато-лиловый мрак или высвечивают рыжеватые лучи восходящего солнца. Истинные русалки, девушки с картин Бруни дразнят своей откровенной красотой. Впрочем, они могут и застесняться, в смущении отвернувшись от нескромного взгляда чересчур любопытного зрителя.

Потомственный художник, в династии Бруни он стал девятнадцатым живописцем. Среди его предков — автор знаменитого «Медного Змия» Федор Бруни и классик русского модерна 20-х годов ХХ века Лев Бруни. Лаврентий — один из самых модных художников постсоветского пространства. Это пришло не сразу: в годы перестройки Бруни промышлял тем, что продавал на Арбате рисованные букетики цветов. Миниатюрные и крохотные, они постепенно увеличивались в размерах, пока не превратились в экспрессивные двухметровые холсты. Цветы на поле — цветы в букетах — цветы, разбросанные по холсту… В 1997 году Бруни решил немного сменить профиль, не отходя при этом от излюбленных размеров. И вот на очередной выставке он поразил критиков и публику масштабными «ню». Нынешняя экспозиция — акварельные вариации на мотив вечной женственности, которые он подает удивительно легко и вкусно, словно прохладный персиковый десерт в жаркий летний день.

Темы соблазна и обнаженной натуры продолжает фотогалерея им. братьев Люмьер, где до 27 августа продлится выставка «Чувственность». Экспозиция включает в себя одноименную серию Владимира Клавихо-Телепнева и работы известного мастера постановочной фотографии Дмитрия Донского под названием «Человекоподобные».

«Чувственность» Клавихо-Телепнева — это намек. Тонкий, едва уловимый, почти зашифрованный. Художник обнажает линию спины и закрывает лицо карнавальной маской. Приглушенные тона добавляют таинственности. Это соблазн, это игра, это провокация. Здесь есть и элементы натюрморта, и запоминающаяся образность, и тонко выстроенная символика.

Работы Дмитрия Донского сложно объединить в единое целое. Они снимались в разное время и изначально не составляли единой серии. Обнаженные и полуобнаженные фигуры вливаются в пейзаж, врастают в коряги деревьев или, напротив, диссонируют с ними, контрастируя белизной и нежностью кожи с грубой шероховатостью коры. Они не люди, они лишь подобия людей — существа придуманные и фантастические, порождения иных миров.

Работы обоих художников объединяет ощущение какой-то недосказанности: это гамма полутонов, игра полуоттенков. В их фотографиях отсутствует агрессивная откровенность — только соблазнительная мягкость, только чуть ощутимое прикосновение.

Музыка

В разгаре не только лето. В разгаре «Шереметьевские сезоны» — фестиваль камерной музыки, который проходит в залах старинных резиденций графов Шереметевых и иных знаменитых московских усадьбах. На этой неделе можно свободно переместиться в XVIII век и приятно и со вкусом отдохнуть во дворце в Останкино: знаменитый театр, выстроенный графом Шереметевым специально для крепостной актрисы, а впоследствии и его жены Прасковьи Жемчуговой, ждет изысканную публику. 6 августа на останкинской сцене дает танцевальный вечер Театр старинного балета под управлением Наталии Кайдановской. На старинном паркете будут буйствовать «Стихии: Огонь, Вода, Воздух, Земля». На следующий день скрипач Павел Седов под аккомпанемент Виталия Юницкого (фортепиано) исполнит произведения Ауэра Венявского. А 9 августа на сцене Останкинского театра вспыхнут нешуточные страсти: о «Контрастах флирта и любви (искусных перевоплощениях в русских романсах, миниатюрах и оперных дуэтах)» слушателям поведают Татьяна Атавина (контральто) и Олег Усов (контратенор). И, разумеется, гармоничной упаковкой для этой старинной музыкальной шкатулки станут раскидистый останкинский парк и уютные залы усадьбы.

10 августа в 16 часов сад «Эрмитаж» наполнится звучанием «Дудок» — в Москве пройдет одноименный международный музыкальный фестиваль, посвященный именно этому модному сейчас инструменту.

«Дудки» (а под этим словом организаторы имеют в виду любой духовой инструмент) могут звучать по-разному. Например, в стиле ска-панк или в составе военного оркестра, или в джазовых вариациях западноафриканских ритмов. Из гостей фестиваля особое любопытство вызывают Gangbe Brass Band — чернокожие музыканты из Бенина, одетые в национальные одежды. Они поют на родном диалекте, они подчеркнуто держатся своих корней, они безумно колоритны, когда появляются на сцене в расшитых блестящих балахонах и импровизируют, выделывая джазовые виртуозные соло на духовых инструментах. Другой участник фестиваля — румынский оркестр Fanfare Ciocarlia — получил широкую известность после записи саундтрека к фильму Эмира Куштурицы Underground. Его стиль — в смешении самых разнообразных традиций: румынских, цыганских, еврейских, турецких. Из российских исполнителей Moscow Ragtime Band исполнит на дудках американскую музыку 30-40-х годов, а Центральный военный оркестр Министерства обороны РФ сыграет в полном составе из 70 человек. Так что если дудка до сих пор ассоциировалась у вас с пасторальными напевами, приходите на фестиваль и вы узнаете: она может быть непредсказуемой.

Журнал «Финанс.» № 21 (04-10 август 2003) — Личное

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.