«Российский бизнес стал стремиться к прозрачности и логичности»

В РОССИИ ПРОВОДИТСЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА СНИЖЕНИЯ НАЛОГОВОГО БРЕМЕНИ

Среди тенденций последних лет наиболее положительной является растущее доверие к российскому бизнесу, а также его интеграция в мировую экономику. Даже не говоря о таких фактах, как приобретение «Норильским никелем» компании Stillwater (крупнейший в США производитель палладия) или покупка Романом Абрамовичем футбольного клуба Chelsea, ясно, что Россия стала серьезным игроком в мировой экономике и может гордиться этим. Также резко возрос приток иностранных инвестиций, привлеченных быстрым экономическим ростом и возможностью получения высоких прибылей.

Основная тенденция в области налогового планирования — это переход к более цивилизованным методам оптимизации налогообложения. Компании в прошлом часто руководствовались следующим принципом: «Если мы можем безнаказанно не платить налоги, то и платить их незачем». К счастью, ситуация меняется. Эти перемены обусловлены двумя основными факторами. Во-первых, в России проводится последовательная политика снижения налогового бремени. Со снижением ставки подоходного налога до 13%, а ставки налога на прибыль — до 24% причин для уклонения от уплаты налогов становится все меньше. Планируемое снижение ставки НДС до 18% будет, несомненно, способствовать развитию этой тенденции.

Второй фактор — это стремление расширить свой бизнес и привлечь инвестиции. Это очень хороший знак. Сегодняшние темпы роста российских компаний — одни из самых высоких за всю их историю, они строят большие планы и нуждаются в капитале для финансирования расширения. Что более важно, они приходят к пониманию того, что может дать им наилучшую возможность получить такие инвестиции. Каждый инвестор хочет знать, во что он вкладывает деньги. Разумеется, он должен быть уверенным, что компания есть и останется рентабельной. Это означает, что ему нужен не только бизнес-план, он захочет посмотреть и консолидированную и аудированную финансовую отчетность (по международным стандартам) компании, в которую он инвестирует. И потребует наличия прозрачной и логичной организационно-правовой структуры для инвестиций.

Приведу пример. Предприятие среднего бизнеса занимается импортом товаров народного потребления. Предприятие управляет сетью магазинов розничной торговли и может быть небольшим производственным объектом. Предприятие было учреждено физическим лицом, скажем, лет десять назад. В организационной структуре — полная неразбериха. Некоторые компании, входящие в эту структуру, принадлежат друзьям и родственникам учредителя. Компании создаются и вскоре прекращают свою деятельность. Без использования каких-либо рекомендаций специалистов была создана офшорная компания. Компании группы переводят средства друг другу, не являясь аффилированными, например, оформляя договоры комиссии. Наличные расчеты в порядке вещей. Знакомая ситуация?

На протяжении ряда лет эта структура «работала», бизнес рос. Однако существует предел, до которого может продолжаться такой рост. Теперь владелец хочет расширять свой бизнес, например открыть магазины в других городах или выйти на рынки других стран. Может быть, он намерен купить бизнес конкурентов. Чтобы сделать это, ему нужно привлечь внешнее финансирование — либо кредит, либо стратегического инвестора. Кроме того, на каком-то этапе он может решиться продать свой бизнес. С одной стороны, его дело приносит прибыль, но при этом никто не хочет вложить в него серьезные средства. Он не может быть консолидирован или проверен аудиторами. Подтверждение прав собственности на товарно-материальные запасы осложнено использованием неаффилированных компаний. Любой стратегический инвестор отвернется от такого бизнеса.

Именно исправлению этих недостатков уделяют внимание все большее число российских компаний. Не налогам самим по себе, а достижению конкретной коммерческой цели максимально эффективно с финансовой и производственной точек зрения, когда оптимизация налогообложения является лишь одним из элементов всей структуры. Все больше предпринимателей хотят иметь логичные и прозрачные структуры, которые применяют законные и этичные формы оптимизации налогообложения.

Журнал «Финанс.» № 30 (6-12 октября 2003) — Мнение
Грэхэм Поуви, партнер компании Deloitte & Touche

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.