Александр Волков: «С IPO предпочитаем не спешить»

– Александр Дмитриевич, сегодня компании пищевой отрасли активно стремятся на рынок акций. Чем привлекательна эта «модная» ныне практика?

– Да, действительно, сейчас IPO рассматривается многими как модный инструмент, который прежде всего позволяет привлечь дополнительные средства и вывести компанию на новый уровень развития. А удачное размещение «Лебедянского» дало средним по размерам эмитентам надежду на запуск своих акций на бирже на очень интересных условиях.

– Холдинг «Солнечные продукты» не собирается последовать этому примеру?

– Мы не исключаем возможности IPO, но хотим начать c размещения облигаций. Холдинг сделает выпуск ценных бумаг не позднее лета – осени нынешнего года, правда, конкретные сроки во многом будут зависеть от конъюнктуры рынка.

– Какие шаги предпринимаете для повышения инвестиционной привлекательности?

– У нас есть международная отчетность по МФСО по 2003 году, проходит аудит по 2004 году. Мы также структурировали предприятия внутри холдинга: в отдельные подразделения выделены маслозаводы, жировые комбинаты и элеваторы. Цель – создание прозрачной и понятной структуры. В случае привлечения стратегических инвесторов или выхода на IPO эти шаги оправдают себя.

– Сегодня в холдинг входят несколько региональных предприятий масложирового направления. Однако Московский жировой комбинат (МЖК) в его структуру пока не вошел. Почему?

– Действительно, МЖК в холдинг пока не входит, однако это вопрос времени. Контроль над предприятием переходит к нам, о чем есть договоренность с акционерами, с которыми у нас был конфликт. Когда мы будем выходить на рынок облигаций, надеюсь, что МЖК уже будет в структуре холдинга.

– Когда можно прогнозировать IPO?

– По IPO перспектива более отдаленная. Размещение акций пройдет либо в 2006, либо в 2007 году. Многое будет зависеть от ситуации: мы предложим пакет акций только тогда, когда будем уверены, что бумаги будут ликвидны и смогут отвечать требованиям рынка. Мы планируем IPO только после того, как компания достигнет определенных финансовых показателей. Намеченный рубеж по выручке – $600 млн. В прошлом году она составила 10,9 млрд рублей (около $400 млн).

– Выход на публичный рынок предполагает наличие прозрачной и четкой структуры бизнеса.

– Это верно. Мы пока не до конца структурировали управляющую компанию, но до конца 2005 года процесс будет завершен.

– Кто сегодня является основными вашими конкурентами на рынке?

– Мы работаем в нескольких сегментах. На рынке маргаринов есть два явных лидера – мы (доля рынка – 35,5%) и НМЖК (33,2%). Высокие капиталовложения и затраты при относительно невысокой марже делают затруднительным выход на этот рынок новых игроков. По майонезам ситуация обратная – конкуренция высокая и характеризуется большим числом как крупных компаний, так и локальных игроков. Здесь мы немного отстаем от НМЖК. Обостряется конкуренция на рынке фасованного и наливного масла.

– Можно ли ожидать усиления конкуренции в ближайшее время?

– Уверен, что в сегменте майонезов концентрация производства усилится – останутся 5-6 компаний, которые поделят рынок. По фасованному растительному маслу то же самое. Эти процессы будут идти в течение 3-5 лет, и здесь мы ожидаем жесткую конкуренцию.

ХОЛДИНГ «СОЛНЕЧНЫЕ ПРОДУКТЫ» был образован в июле 2004 года путем выделения предприятий масложировой отрасли группы компаний «Букет», существующей с 1998 года. В его состав входят Саратовский, Новосибирский, Армавирский жировые комбинаты, ЗАО «Янтарное» и «Элеваторхолдинг», Аткарский маслоэкстракционный завод, Кущевский элеватор и Самойловский комбинат хлебопродуктов. Оборот компании в 2004 году составил 10,95 млрд рублей, годом ранее – 6,25 млрд рублей. Контрольный пакет акций принадлежит группе компаний «Букет».

Журнал «Финанс.» № 12 (102) 28 марта – 3 апреля 2005 – Компании
Беседовал АЛЕКСАНДР ПОТАПОВ

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.