Тон в банковском «собирательстве» задает Deutsche Bank, обладатель одной из самых известных корпоративных коллекций. Причем экспонатами из основного собрания снабжаются подразделения финансового учреждения во всех странах мира. Вместе с тем банк придерживается следующей тактики: офис в той или иной стране должен быть украшен не только присланными из центра произведениями, но и работами местных авторов: скажем, в Индии – индийских, в Китае – китайских. Благодаря этому российский Дойче-банк может похвастать сериями Андрея Ройтера и Ильи Кабакова. Конечно, есть и работы немцев, уже ставших классиками современного искусства: Георга Базелица, Йорга Иммендорфа. Картины расположены и в холлах, и в переговорных, и в кабинетах сотрудников – коллекция изначально создавалась как «искусство на рабочем месте». При размещении полотен в том или ином кабинете учитываются предпочтения менеджеров. По словам вице-президента Дойче-банка Ольги Подойницыной, «сложно найти место картине, если она навевает мрачные ассоциации». И далеко не все произведения «приживаются».
Российские банки не слишком активны на рынке живописи. Отчасти, отмечают эксперты, здесь играет роль налог на имущество. «Предметы искусства оформляются на баланс банка как основные фонды, – поясняет галерист Марат Гельман. – Но в отличие от других статей, скажем стола, который через несколько лет можно будет списать, картина дорожает и дорожает». В 90-е годы банки придумывали даже специальные схемы, как избежать дополнительных затрат при коллекционировании. Так, финансовые учреждения предоставляли галерее как бы кредит, залогом по которому служило произведение искусства. Галерея cсуду не возвращала, и банк оставлял себе художественное обеспечение.
Подвел черту под корпоративным «собирательством» искусства финансовый кризис 1998 года. Самое большое собрание, принадлежавшее печально известному Инкомбанку, было выставлено на аукцион после банкротства финансового учреждения для расчета с кредиторами. «После вынужденной продажи коллекции Инкомбанка многие изменили форму собственности собраний живописи, – отмечает директор антикварного дома «Гелос» Олег Стецюра, – значимых публичных банковских коллекций нет, все они принадлежат частным лицам».
После кризиса 1998-го «собирательство» продолжил СДМ-банк, который в общей сложности коллекционирует картины уже 15 лет. Покупать предметы живописи начали в основном для украшения интерьера. Вкладывать значительные суммы в подобные приобретения не предполагалось. Поначалу руководство банка лично покупало картины на рынке около Центрального дома художника. Со временем СДМ-банк стал следовать рекомендациям экспертов, благодаря которым сделался владельцем нескольких работ известных художников XX века: небольшого полотна постфутуриста Александра Лабаса, этюда Татьяны Яблонской, более десяти работ Макса Бирштейна. Все картины развешены на стенах банка – в коридорах, холлах, кабинетах. «Сотрудники просят повесить что-нибудь приятное, красочное», – говорит хранитель художественных ценностей СДМ-банка Кира Солнцева. В его коллекции уже около 300 произведений. Подделок в банке не опасаются: холсты приобретаются только у здравствующих художников и у наследников мастеров.
Эксперты отмечают изменение отношения к коллекционированию. «Некоторые банкиры стали рассматривать живопись как выгодное вложение, – говорит директор галереи «Ковчег» Юрий Петухов. – В 90-х состоятельные люди воплощали свои мечты о красивой жизни: покупали яхты, виллы, картины Шишкина или других художников, к которым испытывали симпатии». Когда «программа минимум» была выполнена, деньги стали вкладывать не только в дорогие сердцу предметы искусства, но и в те, которые в перспективе принесут доход. «Если покупка совершена по приемлемой цене, то картины как минимум не подешевеют, – отмечает Юрий Петухов. – Дальше все зависит от того, как коллекционер работает с «материалом». Если собрание известно публике, устраиваются выставки, печатаются каталоги, то стоимость работ растет автоматически».
Инвестирует в живопись председатель правления Межрегионального почтового банка Вадим Аминов. В его коллекции есть произведения отечественных художников 20-х, 30-х, 60-х годов, есть современное искусство. Серьезно начал вкладывать в живопись и партнер по бизнесу Вадима Аминова Алексей Лихтенфельд.
Как отмечают эксперты, сегодня спросом пользуются работы художников самых разных периодов: интерес к искусству растет, а подлежащих продаже картин известных мастеров на российском рынке не так много. По словам экспертов, произведения советских художников второго-третьего ряда 20-х и 30-х годов прошлого века уже становятся редкостью. Коллекционеры-инвесторы становятся все более «всеядными», приобретают холсты 60-х и 70-х, современные полотна. «Более ранние произведения сейчас стоят слишком дорого, что не всегда приемлемо при инвестиционных целях», – говорит Юрий Петухов.
Отметим: банкиры далеко не всегда рассматривают коллекцию как инструмент инвестиций. К таким собирателям относится глава банка «Возрождение» Дмитрий Орлов, коллекционер живописи с более чем 15-летним стажем. Банкир предпочитает работы кисти «старых» мастеров. Часть полотен украшает кабинет руководителя, часть располагается в приемной. Поскольку вырос председатель правления в Сухуми, то и на картинах он любит умиротворяющие изображения воды и природы.
Председатель правления Росевробанка Олег Вершинин питает слабость к творчеству маринистов. Увлечение началось десять лет назад, когда банкир заглянул в художественную мастерскую – хотел, чтобы ему написали портрет. Но, увидев морской пейзаж, даже забыл, с какой целью пришел. С тех пор Олег Вершинин, выросший в Одессе, покупает исключительно полотна с изображением моря и берега. В кабинете у главы банка висит панорамный вид Крымского берега. С инвестиционной точки зрения свою коллекцию владелец не рассматривает, продавать живопись не собирается. Картины создают ему хорошее настроение и напоминают о черноморском побережье.
Собирает картины и председатель правления МДМ-банка Мишель Перирэн, который также не ставит перед собой цель заработать на живописи. Француз предпочитает покупать недорогие работы малоизвестных российских художников, как современных, так и советского периода. Коллекционировать картины Мишель Перирэн начал более десяти лет назад, когда только приехал в Россию. Приобретает работы он лично, обращаясь в проверенную галерею или на выставки.
ИСКУССТВО
Заморские штучки
Крупнейшие банки мира могут похвастать солидными корпоративными собраниями.
Коллекция икон итальянского банка Intesa насчитывает более 400 предметов и включает образцы практически всех известных школ русской иконописи начиная с XIII века. Часть икон постоянно выставляется в музее банка – палаццо Леони Монтанари в городе Виченца. Многие финансовые учреждения концентрируются на современном искусстве. Коллекции Deutsche Bank уже более четверти века, она насчитывает более 50 тыс. произведений. Начало собранию положила дружба известного художника Йозефа Бойса с Гербертом Цаппом, некогда возглавлявшим кредитную организацию. Изначально банк решил приобретать графические работы современных немецких художников, одновременно поддерживая авторов и украшая интерьер офисов. Обширная коллекция есть и у Standard Bank, центральный офис которого располагается в Йоханнесбурге. Банк с конца 70-х годов начал собирать традиционное искусство африканского континента – маски, деревянную скульптуру, керамику. Одновременно Standard Bank стал приобретать произведения местных художников и авторов, чьи произведения связаны с Южной Африкой. Французский Societe Generale покупает современное искусство, которое украшает его парижскую штаб-квартиру в деловом центре Ла-Дефанс.
ПРОШЛОЕ
Что собирал Инкомбанк
Коллекция кредитной организации насчитывала более тысячи предметов.
Особенно ценными считались три картины Казимира Малевича – «Черный квадрат», «Автопортрет» и «Портрет жены», а также архитектоны художника (конструкции, склеенные из картона). «Архитектоны не дожили до легальной продажи, они были утрачены или украдены», – сожалеет Олег Стецюра из антикварного дома «Гелос». Также в коллекции были работы художников объединения «Бубновый валет», в частности Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Надежды Удальцовой. Вместе с тем, как отмечают эксперты, лишь около 10% экспонатов коллекции «Инкома» действительно представляли ценность. В основном предметы приобретались спонтанно, среди них было много вещей случайных, неправильно атрибутированных.
Журнал «Финанс.» № 1 (187) 8-14 января 2007 — Стиль
Людмила Милевская
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.