Russkaya Birzha с Олегом Мальцевым. 17 сентября — 23 сентября 2007

ПОКУПКА ГОТОВОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО БИЗНЕСА УПРОЩАЕТ ВЫХОД В НОВЫЕ СЕГМЕНТЫ. ГЛАВНОЕ, НЕ ПЕРЕПЛАТИТЬ ЗА ВОЗДУХ

«Все ушли домой, ведь рабочий день окончен», – ответил как-то один известный инвестбанкир на вопрос, где находятся производственные активы его компании. Эта шутка отлично характеризует бизнес инвестиционных банков, которые зарабатывают тем, что организуют для корпоративных клиентов сложные сделки на рынках капитала. Каждая из таких операций, будь то публичное размещение акций или привлечение стратегического инвестора, в чем-то уникальна. И каждая «завязана» на конкретных специалистах, которые ее проводят. Поэтому для инвестбанков смена ключевых менеджеров имеет куда большее значение, чем в другом бизнесе. В этой связи вполне логично, что Deutsche Bank наконец отказывается от использования брэнда Deutsche UFG, под которым оказывал в России инвестиционно-банковские услуги после покупки ОФГ (UFG). Дело не только во времени: с момента завершения той сделки прошло почти полтора года, и компания давно ассоциируется с «большим» Deutsche Bank. За последнее время она серьезно изменилась качественно. Некоторых ключевых менеджеров переманили конкуренты, а кто-то занялся собственным бизнесом. Однако изначальной цели Deutsche Bank, думаю, добился, быстро закрепившись в тех нишах, где у UFG были наиболее сильные позиции. В частности, это организация IPO и слияний с участием российских компаний, торговля ценными бумагами на локальном рынке и аналитика.

Если для ОФГ брокерские услуги были лишь одним из направлений, то для относительно небольшой инвесткомпании «АВК – Ценные бумаги» это основной бизнес. На прошлой неделе подтвердилась информация о ее возможной продаже питерскому «Энергокапиталу». Почти весь торговый оборот «АВК – Ценные бумаги» сосредоточен на ММВБ и на срочном рынке РТС, то есть компания в основном зарабатывает, предоставляя электронный доступ на биржи. А основная ценность любого интернет-брокера – это лояльность клиентов, которую поддерживают приемлемые тарифы и привычный сервис. С этой точки зрения «АВК – Ценные бумаги», безусловно, представляет определенный интерес. На начало года у нее было, по собственным данным, 4,9 тыс. клиентов. Для сравнения: у интернет-брокера «Ай Ти Инвест» – около 1,7 тыс. Недавно «Русские фонды» приобрели его 50-процентный пакет, заплатив, по информации «Ф.», около $3,8 млн. С учетом стоимости всей компании получается условный показатель $4,5 тыс. на клиента «Ай Ти Инвеста». Если исходить из этих цифр, то «АВК – Ценные бумаги» может стоить примерно $22 млн. Однако надо еще учитывать характеристики клиентской базы. Ведь стабильную прибыль приносят только те инвесторы, которые располагают достаточно крупными суммами и регулярно заключают сделки. Другая ключевая статья доходов – проценты по маржинальному кредитованию, а к нему тоже прибегают далеко не все биржевые игроки. С поправкой на «качественную составляющую» оценка «АВК – Ценные бумаги» наверняка окажется ниже. Так, в рейтинге ММВБ по числу активных клиентов в последний раз она фигурировала в феврале. Тогда за месяц лишь 810 инвесторов заключали через нее сделки на этой площадке.

BUY

Звонок брокеру помогает понять, какие настроения царят на фондовом рынке

SELL

В высшем котировальном листе МФБ обнаружены странные эмитенты

Журнал «Финанс.» №35 (221) 17 сентября — 23 сентября 2007 — Инвестиции

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.