ТОПЛИВО ДЛЯ БИЗНЕСА

Для подавляющего большинства отечественных лизинговых компаний (ЛК) главным источником заемного финансирования является «материнский» банк. Однако даже у самого крупного имеются ограничения по размеру ссуды на одного заемщика. Поэтому ЛК либо вынуждены хитрить, постоянно создавая новые юридические лица и открывая на них кредитные линии, либо искать другие пути развития.

Как показывает опыт, постоянное матрицирование до добра не доводит. Во-первых, многочисленные ООО и ЗАО, отпочковавшиеся от основной ЛК, затрудняют и запутывают управление бизнесом. А во-вторых, подобные «бизнес-сообщества» привлекают к себе пристальное внимание контрольных и регулирующих органов. Здесь недалеко до обвинений в создании фирм-однодневок, «прачечных» и подозрений в адрес «материнского» банка в отмывании криминальных капиталов.

Следующим шагом развития ресурсной базы ЛК является работа с пулом дружественных банков, поочередно перекредитовывающих компанию. Отсюда уже недалеко до организации синдикатных займов, однако этим инструментом в России пока пользуются лишь единицы игроков на рынке финансовой аренды.

Разумеется, для ЛК открыты и другие пути привлечения денег. В частности, облигационные займы в рублях и валюте. Однако на практике в качестве самостоятельных заемщиков выступают единицы. Это лидеры рынка, такие как, например, «Уралсиб Лизинг», «Альфа-лизинг» и «ВТБ-лизинг», давно превысившие все лимиты породивших их банков и имеющие мощные программы самофинансирования, в которых классические ссуды играют не самую главную роль.

Как отмечают практически все международные рейтинговые агентства (в частности, Fitch и Moody’s), основной опасностью для лизинговых компаний является быстрый рост объемов заимствований, при котором утрачивается контроль за ликвидностью. Российских ЛК это касается не в меньшей степени, чем их зарубежных коллег.

Поэтому, по мнению начальника управления финансовых операций и международного сотрудничества ЛК «Уралсиб» Сергея Смирнова, для успешного развития бизнеса необходимо строить систему заимствований, параллельно решая две задачи – привлечения средств и контроля за рисками. Управление различными источниками финансирования, сгруппированными по валютам и срокам, ставят ЛК перед необходимостью проводить мониторинг двух глобальных групп рисков – кредитной (связанной с клиентами) и ликвидности (займы и денежные потоки самой компании). В свою очередь, вторая группа делится на риск собственно ликвидности (текущий платежный), валютный и риск процентных ставок. Подавляющее большинство игроков на российском рынке финансовой аренды стараются обходить стороной эти очень важные, но довольно сложные вопросы.

По мнению аналитиков, для подавляющего большинства российских лизингодателей пока нехарактерно работать как полноценный финансовый институт. Это является большим препятствием для привлечения ими внешних ресурсов. Кроме того, взаимодействию лизинговых компаний России с мировым денежным рынком мешают недостаточность собственных капиталов и отсутствие адекватной системы контроля рисков.

Мировой финансовый кризис усложнил привлечение средств и послужил причиной роста ставок. Поэтому лидерам российского лизингового рынка стало ясно, что ориентироваться исключительно на рыночные продукты типа классического банковского займа уже нельзя. Стали усиленно развиваться направления, которые Сергей Смирнов называет адресным финансированием.

Имеется в виду следующее. ЛК выделяет в своем бизнесе конкретные направления. Например, по секторальному принципу – малый и средний бизнес, или ориентированное на крупного лизингополучателя либо поставщика. Под каждый сегмент формируется синдикат отечественных банков или приглашается крупное иностранное кредитное учреждение. Для них ЛК полностью открывает информацию, предоставляет возможность конт­ролировать финансовые потоки и видеть не только лизинговую компанию, но и лизингополучателей. Таким способом снимается главная проблема для кредиторов, которые постоянно боятся того, что ЛК не генерирует своей выручки, а источником погашения займов являются лизинговые платежи. С одной стороны, финансисты с гораздо большей охотой идут на контакт по таким схемам, а с другой – судьба бизнеса ЛК напрямую зависит от качества клиентской базы.

Журнал «Финанс.» №25 (260) 30 июня – 06 июля 2008 – Капитал
Олег Максименко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.