Заниматься производством уникальных лекарственных средств на российском рынке – дело хлопотное, затратное и плохо окупаемое. Во-первых, инвестиции – долгосрочные, что не понравится большинству предпринимателей. «Только на разработку одного препарата уходит не менее $3 млн. Также необходимо учитывать и срок разработки лекарства – как минимум три года», – рассказывает директор по маркетинговым исследованиям компании «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов.
Во-вторых, разработка препарата – дело рисковое и не всегда оправдывающее вложения. Поэтому на Западе инновационные исследования поддерживаются государством через создание условий «максимального благоприятствования». В России совершенно иная ситуация: есть несколько венчурных фондов, готовых инвестировать в разработку лекарств на условиях раздела будущей прибыли, но особой активности они не проявляют. «Это большой риск – препарат может выстрелить или, наоборот, все инвестиции уйдут в ноль. Велика вероятность того, что выведенные формулы в итоге не пройдут все стадии клинических испытаний. К тому же в нашей стране есть много других возможностей заработать денег», – резонно замечает Алексей Кузин из DSM Group.
Наконец, существует проблема и со сбытом дорогостоящих инновационных препаратов. «В России продается более дешевая продукция. У нас 60% рынка занимают деньги населения, в то время как за рубежом больше половины рынка приходится на средства государства и страховых компаний. Соответственно, на Западе имеется возможность тратить куда больше средств на дорогие оригинальные лекарства, находящиеся под патентной защитой. А у нас денег населения хватает только на дженерики (препараты, у которых закончился срок патентной защиты. – «Ф.»)», – поясняет Алексей Кузин. Именно поэтому большинство участников рынка не интересуются разработками новых препаратов, довольствуясь массовым производством дженериков.
Редкий вид. Однако есть и исключения – компании, осуществляющие полный цикл: от разработок инновационных препаратов до их производства и реализации. Одной из них является фирма «Мираксфарма», основанная в 2003 году в результате партнерства НИИ молекулярной медицины и корпорации «Миракс-групп». По условиям сотрудничества институт разрабатывает новые препараты, а компания инвестирует в их производство и осуществляет продвижение лекарственных средств на рынок. В 2005 году было создано научно-производственное предприятие «Мираксбиофарма», занимающееся разработкой портфеля инновационных препаратов.
«Сегодня мы состоим из двух частей – «Мираксфармы» и «Мираксбиофармы». Первая компания, осуществляющая продажу и продвижение продукции, окупает себя – ей хватает денег, которые она сама зарабатывает. А в исследовательскую часть для «Мираксбиофармы» сейчас уходит бездна инвестиций», – поясняет генеральный директор «Мираксфармы» Елена Покшубина.
Финансовые данные в компании не раскрывают, но согласно базе данных «СПАРК-Интерфакс» оборот дистрибьюторского бизнеса невелик – в 2005 году он не превысил 16 млн рублей, а чистая прибыль составила порядка 4 млн рублей. «Мираксбиофарма» и вовсе пока функционирует за счет дотаций. «Если «Мираксфарма» приносит прибыль, то «Мираксбиофарма» – это наше будущее, наша инвестиционная часть бизнеса», – рассказывает Елена Покшубина. По ее словам, возврат средств, затраченных на разработки и клинические испытания, будет возможен только через два-три года, когда препараты поступят в продажу.
Сейчас «Мираксфарма» реализует на рынке биологически активные добавки для профилактики и предупреждения заболеваний женской и мужской репродуктивной системы, а также тест-систему для выявления изменений гормонального фона у женщин. Однако уже в ближайшем будущем компания планирует начать выпуск лекарственных препаратов аналогичного действия, которые пока находятся на стадии регистрации и оформления в Минздраве. Уникальность препаратов заключается в том, что вместо гормональной терапии, обычно применяемой при данных заболеваниях, здесь используется метод таргетной молекулярной терапии, не имеющий побочных эффектов.
Возможные идеи. Зачем Сергей Полонский, основной владелец «Миракс-групп» с капитализацией в несколько миллиардов долларов, вложился в малознакомый и небольшой фармацевтический бизнес? В компании отказываются комментировать этот вопрос, ссылаясь на то, что «еще не пришло время».
А мнения аналитиков на этот счет разделились. Давид Мелик-Гусейнов считает, что «Миракс-групп» рассчитывает успешно продать бизнес: «Компании, производящие несколько оригинальных препаратов, представляют большой интерес для крупных игроков, таких как «Фармстандарт»».
Алексей Кузин из DSM Group полагает, что свою роль в непрофильных инвестициях «Миракс-групп» могла сыграть чья-то личная заинтересованность: «Наверное, в компании есть человек, являющийся фанатом этого дела. Иначе они просто не стали заниматься этим бизнесом – риски слишком большие».
Тем не менее, по оценке Роспрома, инновации в фармацевтике могут принести сотни процентов прибыли, хотя вложенные средства инвесторы получат только через 5–7 лет после начала разработки препарата. При этом нельзя забывать, что лекарство должно быть востребовано.
«Если все удачно сложится, то «Миракс-групп» капитализирует свой фармацевтический бизнес в несколько десятков миллионов долларов. Например, основатели «Мастерлека» делали это неоднократно, разработав сначала онкологическую линейку, а потом линейку иммуномодуляторов, ставшую номером один по продажам», – резюмирует Алексей Кузин.
Журнал «Финанс.» №44 (230) 19 ноября – 25 ноября 2007 – Капитал
Юлия Комлева
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.