Наличные похождения

Мы отобрали банки, имеющие минимум 300 кэш-машин (АТМ). Вооружившись дебетовой карточкой, «Ф.» протестировал их и составил рейтинг исходя из возможностей каждого банкомата.

По каким критериям оценивались кэш-машины? Чем больше функций включает меню банкомата, тем выше его место в таблице. За каждую опцию (скажем, погашение кредита или оплата услуг сотовых операторов) присваивался один балл. Из банков, набравших одинаковое количество баллов, побеждал тот, у кого больше договоров с компаниями – в частности, c интернет-провайдерами, телевизионщиками, мобильными операторами. Удобство навигации, дружелюбность меню, привлекательность дизайна – также важные аспекты. Однако из-за присущей им субъективности они не повлияли на позиции банков в рейтинге. Безусловно, один и тот же банк может иметь разные по функциям АТМ. «Ф.» старался проложить маршрут по наиболее совершенным аппаратам – опробовать их лично и пообщаться с другими держателями карт.

Снятые неудачи. Над кэш-машиной Собинбанка в торговом центре «Экстрим» почему-то висит ярко-красный плакат с надписью «День сурка». Молодой человек, стоявший у банкомата, посчитал это символичным. «Точнее не придумаешь. Дежавю, – жалуется он, разговаривая по мобильному телефону. – Вторые сутки подряд банкоматы создают мне головную боль. Вчера оплачивал услуги «Скайлинк» через «Райффайзен»: чек об успешном завершении операции получил, а деньги до сих пор не поступили. Сегодня снимал тысячу рублей в «Альфе»: на экране читаю, что транзакция выполнена, а купюры так и не дождался. Надеюсь, хоть здесь все нормально будет».

Двадцать минут ожидания, в течение которых молодой человек «мучил» банкомат, дались мне с трудом: не спасали ни капучино из кофейного аппарата напротив, ни энергичная музыка из наушников. Недавний опыт «общения» с кэш-машинами явно вывел гражданина из равновесия: он нервничал, дважды ошибся при вводе пин-кода и около трех раз – при выборе операций. Наконец, ему удалось снять деньги. Поспешно забрав чек, он ретировался. Продавец горных велосипедов, стоявший за мной в очереди, облегченно вздохнул.

Безналичный банкомат. Я начала исследовать зеленоватый экран «собиновского» аппарата. Можно вносить и снимать наличные, получать информацию об остатке на счете, оплачивать услуги сотовой связи, спутникового телевидения, интернет-провайдеров. Неплохой набор функций. Правда, список компаний, с которыми заключен договор, невелик (см. таблицу). Да и у многих операторов сервисные возможности куда больше.

Самые «продвинутые» банкоматы оказались у Мастер-банка, Бинбанка, МДМ-банка и Промсвязьбанка. При этом три по­следние кредитные организации, по всей видимо­сти, делают упор не на количест­во, а на качество: в таблице по размеру банкоматной сети Бинбанк занимает лишь 24-е место (385 аппаратов), МДМ – 21-е (447), «Промсвязь» – 15-е (600).

У «Русского стандарта», скажем, 2253 кэш-машины, но их возможности куда скромнее – заплатить можно лишь за услуги «Билайна». «Мы изначально выстраивали сеть для погашения кредитов и не стремимся предложить максимум услуг», – отмечают в РС. Даже консервативный Сбербанк превосходит кредитную организацию Рустама Тарико по функциональности аппаратов. Но у банкоматов госбанка есть большой минус ­– деньги в них очень часто заканчиваются. Сотрудники «Ф.», к примеру, неоднократно сталкивались с ситуацией, когда за раз не удавалось снять более 4–5 тыс., причем автомат выдавал купюры по 100 рублей. Если АТМ расположен рядом с офисом, можно, конечно, обратиться «в окошко», но нужно стоять в очереди, получать номерок, после чего идти за суммой в кассу. Некоторые банкоматы Сбербанка заранее «признаются»: снимать сразу можно, скажем, не более 10 тыс.

Банк Москвы (БМ), как и «Сбер», активно развивающий зарплатные проекты, превзошел первую кредитную организацию страны по сервисным свойст­вам АТМ. Любопытно, что клиент может даже вложиться в ПИФы через банкомат. «Карточка Банка Москвы у меня уже лет семь», – поделился бывший предприниматель Виктор, с которым мы познакомились в отделении БМ на Новопесчаной. «Раньше я занимался недвижимостью, ежедневно оперировал огромными средствами, часто ездил за границу, поэтому и завел пластик», – продолжил Виктор. Фирма, по его словам, развалилась, и пришлось «временно заняться извозом». «На Речной, могу подбросить», – предложил он, открывая дверь черного минивена. Виктор довез меня до торгового центра на Фестивальной улице.

Изменчивый пин. При входе в здание увидела сразу на два банкомата Альфа-банка и очередь из четырех человек. «Девушка, банкомат пишет, что я ввожу неправильный пин. Этого не может быть: я два месяца во Франции была, наличность не снимала. Если введу цифры еще раз, карту заблокируют, – обращается к операционистке Альфа-банка Юлии встревоженная женщина. – Я пин помню назубок – три года у меня карта ваша». Юлия отправила женщину в головной офис «Альфы»: «Там разберутся. И в call-центр звоните – может, быстрее помогут». Женщина отошла от банкомата с явным желанием растерзать первого, кто попадется под руку. Тем временем Юлия занялась обучением молодого человека, видимо, только что получившего карточку.

К тому моменту освободился соседний аппарат. В меню я обнаружила функцию «изменение пин-кода карты». Такую услугу из исследованных АТМ предлагают аппараты Абсолют-банка, Номос-банка и Мастер-банка. «Возможно, ваша клиентка, которая только что ушла, пострадала именно из-за этой функ­ции?», – поинтересовалась я у операционистки. «Не может быть: у нас никогда не возникало проблем с изменением пин-кодов, – заверил подошедший к Юлии менеджер Альфа-банка. – Слышал только про одну из западных кредитных организаций: сервис «подвис» и клиенту случайно присвоили новый пин, номер которого никто так и не узнал».

Нажимаю кнопку «отмена», получаю карту и с удивлением читаю на экране: «Транзакция выполнена». Стоп, я же ничего не делала – только меню смотрела. Проверяю карту в другом банкомате – все в порядке: пин-код действует, остаток тот же.

Хороший аппетит. Около кэш-машины Транскредитбанка на Белорусском вокзале меня довольно резко остановил милиционер. Страж порядка минут десять изучал паспорт, после чего остался наблюдать за моими действиями. Я, в свою очередь, спешить с изучением меню не стала. И неожиданно отметила, что банкомат «Транскредита» выполняет социальную функцию: предлагается внести пожертвования на лечение семилетнему Павлику Митину, у которого синдром Хантера – генетическое заболевание, при котором токсины не выводятся из организма. Пункт «пожертвования» есть и у АТМ Ханты-Мансийского банка – он принимает взносы в пользу одноименного негосударственного пенсионного фонда.

В «Перекрестке» на Проспекте Мира, куда я забежала за бутылкой колы, обнаружила банкомат Райффайзенбанка. А у него – разгневанную женщину: кэш-машина проглотила карточку. Попытки охранника успокоить гражданку эффекта не возымели. «Звоните в сервис-центр – вы не единственная: такие проблемы с банкоматом случаются каждый день», – сказал он. «Это я, конечно, преувеличил, карты съедают нечасто, – поделился со мной впоследствии представитель службы безопасно­сти, – просто хотелось успокоить посетителя».

Как выяснилось, женщина пострадала по собственной невнимательности: она стала многократно пересчитывать снятые деньги, не забрав пластик из банкомата. «Обычно АТМ через 30 секунд «простоя» «заглатывает» пластик – для того, чтобы им не смог воспользоваться кто-то еще», – поясняет начальник управления содейст­вия и внедрения новых продуктов Мастер-банка Ирина Кашурникова.

Мои похождения близились к завершению, когда я оказалась на Красной Пресне в офисе Масс Медиа банка (МБ), принадлежащего Урса-банку. Здесь расположен единственный столичный банкомат новосибирского «Урсы». Офис оказался весьма уютным: мягкие диваны, работающий телевизор, улыбчивые операционистки. Банкомат «порадовал» дружелюбным меню: выбрать функции предлагал забавный персонаж – человек-карта. Правда, опций у кэш-машины всего две – снятие наличных и проверка баланса. «А что еще нужно? Только и успевай снимать, – усмехнулся, занимая за мной очередь, мужчина. – Напротив ведь ювелирный салон!».

Лидеры по количеству банкоматовМестоБанкКоличество банкоматов

1Сбербанк11000

2Русский стандарт2253

3Газпромбанк2020

4Банк Москвы1500

5Уралсиб1461

6Транскредитбанк1350

7Балтийский1343

8Мастер-банк1284

9Альфа-банк1230

10Росбанк1100

11Райффайзенбанк1060

12ВТБ24882

13Юниаструм-банк655

14Урса-банк644

15Промсвязьбанк600

16Петрокоммерц544

17Возрождение535

18Экспобанк520

19НБ «Траст»482

20Международный московский банк470

21МДМ-банк447

22Номос-банк426

23Московский банк реконструкции и развития406

24Бинбанк385

25Собинбанк359

26Ситибанк310

27Абсолют-банк300

28Связь-банк300

29Ханты-Мансийский банк300

Функции банкоматов, исследованных «Ф.»

Место

Банк

Адрес банкомата

Запрос баланса

Снятие наличных

Внесение наличных

Оплата услуг мобильной связи (количество операторов, с которыми заключен договор)

Оплата услуг интернет-провайдеров (количество провайдеров, с которыми заключен договор)

Оплата коммерческого ТВ (количество ТВ компаний, с которыми заключен договор)

Платежи за ЖКУ

Платежи за электроэнергию

Платежи за домашний телефон

Изменение пинкода

Погашение кредита, выданного банком-эмитентом

Перевод денег с карты на карту

Оплата страховых услуг (количество компаний, с которыми заключен договор

Итоговая оценка/количество компаний

Банк

1

Мастер-банк

Дмитровское шоссе, 43

+

+

+

+ (13)

+ (14)

+ (5)

+

+

+

+

+

+

12/32

Мастер-банк

2

Бинбанк

Ул. 1-я Тверская-Ямская, 18

+

+

+

+ (3)

+ (1)

+ (1)

+

+

+

+

+

11/5

Бинбанк

3

МДМ-банк

Красная Пресня, 22

++–+ (15)+ (4)+ (3)+++––++ (3)10/25МДМ-банк

4ПромсвязьбанкПроспект Мира, 116а++–+ (33)+ (4)+ (2)+++–+––9/39Промсвязьбанк

5ММБЗубовский б-р, 29++++ (12)+ (1)+ (3)+++––––9/16ММБ

6ТранскредитбанкЗдание Белорусского вокзала++–+ (6)+ (6)+ (3)+++–+**––9/15Транскредитбанк

7ГазпромбанкУл. Тверская, 18++–+ (4)+ (2)+ (3)+++––+–9/9Газпромбанк

8ЭкспобанкДмитровское шоссе, 64/5++–+ (4)+ (1)+ (2)+++––+–9/7Экспобанк

9ВТБ24Вешняковская ул., 18+++*+ (11)+ (2)+ (2)+–––+––8/15ВТБ24

10Банк МосквыУл. Новопесчаная, 1/67++–+ (5)+ (1)+ (1)+++––––8/7Банк Москвы

11Альфа-банкУл. Фестивальная, д.13++++ (3)+ (1)+ (2)–––+–+–8/6Альфа-банк

12Номос-банкУл. Верхняя Радищевская, д. 2++++ (12)+ (7)+ (3)–––+–––7/22Номос-банк

13МБРРПроспект Мира, 150++–+ (7)+ (3)+ (4)––+––+–7/14МБРР

14Ханты-Мансийский банк3-я улица Ямского поля, 32++–+ (10)–+ (2)–++––+–7/12Ханты-Мансийский банк

15СбербанкУл. 1-я Тверская-Ямская, 11++++ (5)+ (1)+ (2)–––––+–7/8Сбербанк

16ВозрождениеУл. Острякова, 3/1++–+ (4)–+ (1)++–––+–7/5Возрождение

17СобинбанкУл.Смольная,ТЦ «Экстрим»++++ (3)+ (1)+ (1)–––––+–7/5Собинбанк

18ПетрокоммерцУл.Петровка, 24++++ (4)+ (2)+ (2)–––––––6/8Петрокоммерц

19РосбанкУл. Тверская, 15++–+ (23)+ (3)+ (5)–––––––5/31Росбанк

20УралсибКомсомольский пр-т, 28++–+ (6)+ (3)+ (3)–––––––5/12Уралсиб

21Абсолют-банкУл. Большая Якиманка, 52-54++++ (3)–––––+–––5/3Абсолют-банк

22Русский стандартЛенинградский пр-т, 74/4+++*+ (1)––––––+––5/1Русский стандарт

23БалтийскийЗдание Ленинградского вокзала++–+ (10)––+––––––4/10Балтийский

24СитибанкЗубовский б-р,17+++––––––––+–4Ситибанк

25НБ «Траст»Комсомольский пр-т, 28+++–––––––+––4НБ «Траст»

25Райффайзенбанкул. 1-я Тверская-Ямская, 5/2+++––––––––––3Райффайзенбанк

26Связь-банк1-я Тверская-Ямская, 14++–––––––––––2Связь-банк

27Урса-банкУл. Красная Пресня, 21++–––––––––––2Урса-банк

28Юниаструм-банкУл.Флотская, 50++–––––––––––2Юниаструм-банк

*Пополнение счета и открытие вклада. ** Погашение кредитов банка «Русский стандарт».

Журнал «Финанс.» №47 (233) 10 декабря — 16 декабря 2007 — Банки

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.