Достройка века

Одной из таких хорошо забытых старых идей может стать строительство железной дороги, соединяющей Транссиб и БАМ. Она проектировалась еще в советские времена, а сейчас существует в виде планов компаний «Металлы Восточной Сибири» (МВС) и ТВЭЛ. На IV Красноярском экономическом форуме, прошедшем в середине февраля, состоялась презентация их проекта по комплексному развитию инфраструктуры Забайкалья. Железная дорога должна обеспечить транспортировку сырья, которое компании будут добывать на новых месторождениях в Бурятии и Читинской области. Для МВС (части группы компаний «Метрополь») это прежде всего освоение Озернинского рудного узла, где будет построен ГОК по производству цинка и свинца. Инвестиции в строительство составят 11,4 млрд рублей. ТВЭЛ планирует разрабатывать урановые месторождения, в том числе Хиагдинское (в его развитие вложат 5,8 млрд рублей).

Основное препятствие для реализации обоих проектов – слабая инфраструктура, для развития которой требуются серьезные инвестиции. Только строительство участка Могзон – Озерный ГОК (165 км) потребует вложения 5,5 млрд рублей, 75% из этой суммы компании рассчитывают получить из Инвестфонда. По словам генерального директора МВС Олега Михайленко, проект уже подготовлен и передан правительственной инвестиционной комиссии. Во сколько обойдется второй участок (Озерный ГОК – БАМ) пока неизвестно, но по длине он должен значительно превзойти первый.

Другой проект с многолетней предысторией поддержкой инвестиционной комиссии уже заручился. На ее заседании, состоявшемся в рамках Красноярского экономического форума, было принято решение одобрить заявку ОАО «Компания Усть-Луга». Она претендует на финансирование из Инвестфонда строительства многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2». Он должен обеспечить перевалку накатных грузов, в первую очередь импортных автомобилей (по расчетам авторов проекта, не менее 360 тыс. штук в год).

«Компания Усть-Луга» была создана еще в 1992 году для строительства морского торгового порта в Финском заливе. В 90-е годы реализация проекта застопорилась: компания ссылалась на недостаточное финансирование со стороны как государства, так и частных инвесторов. Так, первая очередь угольного терминала была запущена лишь на десятом году строительства. Однако проект похоронен не был. В конце 2005 года совет директоров «Компании Усть-Луга» возглавил Валерий Израйлит. Он пришел на смену Владимиру Якунину, который всего несколькими месяцами ранее стал президентом ОАО «РЖД». Примечательно, что обновленное руководство сразу же пообещало увеличить заложенный в проект грузооборот порта (35 млн тонн в год) в два раза. При этом свой оптимизм оно обосновывало ростом экономики, а также перераспределением грузопотоков между Россией и странами Балтии. А всего через месяц строящийся порт посетил президент Владимир Путин и назвал Усть-Лугу «одним из хороших и ярких примеров эффективного сотрудничества государства и представителей частных компаний». Стоит ли после этого удивляться благосклонности инвестиционной комиссии к заявке. Следует отметить, что строительство порта уже финансируется в рамках ФЦП «Модернизация транспортной системы России». В частности, в расходы по Федеральной адресной инвестиционной программе на прошлый год были включены 1,7 млрд рублей на первую очередь железнодорожного паромного комплекса и еще 364 млн рублей на строительство операционной акватории пусковых перегрузочных комплексов.

Среди проектов, получивших добро на ГЧП еще раньше, также есть долгожители. Например, идея построить платную дорогу из Краснодара в поселок Кабардинка возникла еще в середине 90-х годов. Нашлись даже инвесторы – итальянцы, но помешал разразившийся в 1998 году кризис. Зато в конце прошлого года из средств Инвестиционного фонда решили выделить 1,16 млрд рублей на подготовку проектно-сметной документации в рамках первого этапа проекта. Только после этого правительство примет окончательное решение о софинансировании строительства.

СПРАВКА: Да и нет

IV Красноярский экономический форум прошел 16–17 февраля. В его рамках было проведено заседание инвестиционной комиссии, которая рассмотрела две заявки на средства Инвестиционного фонда. Первый проект предусматривает строительство перегрузочного комплекса «Юг-2» в Усть-Луге со сметной стоимостью 8,41 млрд рублей. Его авторы запросили государственную поддержку на сумму 2,2 млрд рублей. Заявка была одобрена. Но инициаторам предложили пересмотреть бизнес-план и финансовую модель проекта, исключив из запрашиваемой суммы объем затрат, которые были фактически понесены в 2005–2006 годы.

Второй проект – строительство трансрегиональной водной системы в ЮФО. Авторы идеи запросили 2,1 млрд рублей на разработку проектной документации. Их заявка была отклонена. Инвестиционная комиссия под председательством замглавы Минэкономразвития Кирилла Андросова посчитала, что в данном случае нужно проработать вопрос финансирования в рамках федеральной целевой программы «Жилище».

Журнал «Финанс.» №10 (196) 12-18 марта 2007 г. — Экономика
Анна Ким, Олеся Курлеева