Афиша. 16-22 июнь 2003

Кино

19 июня состоится премьера фильма «24 часа из жизни женщины» французского режиссера Лорана Буника по одноименной новелле Стефана Цвейга.

Двадцать четыре часа способны перевернуть жизнь. Более того, они могут изменить самое представление об этой жизни. Лоран Буник, вслед за знаменитым австрийским писателем, погружает зрителя в мир бушующих страстей. Они захватывают героев и как бы соревнуются между собой: влечение немолодой вдовствующей аристократки (Аньес Жауи) к 25-летнему незнакомцу (Николай Костер-Вальдау) наталкивается на его непреодолимую тягу к азартным играм — настоящую болезнь, которая однажды приведет к летальному исходу. За двадцать четыре часа добропорядочная и консервативная героиня успеет испытать приступ острой жалости к проигравшемуся юноше, который явно вознамерился покончить с собой; влюбиться в него до беспамятства и провести с ним бурную ночь; подарить крупную сумму, чтобы он смог начать новую жизнь; пережить разочарование и стыд, обнаружив через сутки своего возлюбленного в том же казино, в запале одержимости проигрывающего только что полученные деньги. Зрителя ждут 103 минуты страстей — неподдельных и неуправляемых.

В конце июня в московский прокат выходит фильм «Море» молодого исландского режиссера Бальтасара Кормаукура, снятый по пьесе Олафура Хаукура Симонарсона.

Уехавший из Исландии Аугуст (Хилмир Снайр Гуднасон) попадает в Париж, где должен изучать курс менеджмента. Но молодого человека не прельщают пыльные учебники — он хочет посвятить свою жизнь музыке. Стареющий отец (Гуннар Эйоульфссон) пребывает в полном неведенье относительно планов младшего сына и мечтает, что тот когда-нибудь сменит его на посту директора консервного рыбного завода. Вместе со своей невестой Аугуст приезжает домой, в глухую деревушку. Он понимает, что не сможет долго откладывать объяснение с родными. Вот тут-то и прорываются истинные эмоции: вспыхивает ревность старшего брата, вспоминаются старые обиды. После вечера откровений наступает ночь абсурда, и войти в прежнюю колею жизнь не сможет уже никогда…

«Я поставил в центр драмы семью, с тем чтобы показать всех ее членов как представителей различных групп исландского общества, — говорит режиссер. — Они все такие разные, их всех объединяют очень сильные семейные узы, но при этом у каждого своя индивидуальность и собственное мнение. В какой-то степени эта семья олицетворяет собой нацию, а деревня, в которой они живут, — всю страну».

Выставки

С 6 по 22 июня в мультимедийном комплексе актуальных искусств Московского Дома фотографии будет демонстрироваться новый видеопроект Ольги Чернышевой под названием «Поезд». Поезд — это не просто средство передвижения, внутри него разворачивается жизнь. Жизнь неприглядная и нищенская: «Подайте, кто сколько сможет»; жизнь трудовая и торгашеская: «И еще раз извините за очередное беспокойство, позвольте вам предложить…». Впрочем, Чернышева предлагает своим зрителям отнюдь не «бытовуху»: в ее фильме появляются и бродячие музыканты, и поэты-рапсоды, которые читают собственные стихи, написанные «онегинской» строфой. Ее поезд — это не несущаяся в даль стрела, а напротив, нечто почти застывшее и неподвижное. Впечатление монотонности усиливает и самый важный эпизод — появление в кадре женщины, которая долго-долго стоит в тамбуре и смотрит в объектив. Ее взгляд уныл и почти безнадежен, а во взаимном отражении персонажа и камеры проявляется, по замыслу автора, обратимость происходящего…

С 6 июня по 6 июля в Государственной Третьяковской галерее пройдет выставка «Русское искусство в коллекции Марии и Михаила Цетлиных». В собрание русской живописи 1910- 1920-х годов, хранящееся в Музее русского искусства в Рамат-Гане (Израиль), входят графические произведения Валентина Серова и Льва Бакста, Максимилиана Волошина и Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова и Дмитрия Стеллецкого.

Уехав из Советской России в 1919-м, бывшие эсеры Цетлины стали душой русской эмиграции. Их литературный салон был знаменит на весь Париж. Гостями бывали Иван Бунин, Александр Куприн, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Тэффи, Владислав Ходасевич, Нина Берберова, Борис Зайцев и др. В парижском доме собирались не только писатели, но и общественные деятели, а также публика художественного толка. С живописцами Цетлины дружили, заказывали им семейные портреты, поддерживали материально, покупали их картины на выставках и в мастерских. Так постепенно и сложилась коллекция, которую в 1959 году Мария Цетлина подарила Музею русского искусства в Израиле.

С 11 июня по 20 июля в Музее личных коллекций проходит выставка «Коллаж в России» из цикла «Графика XX века».

XX век — время экспериментов. Кажется, еще никогда поэты и художники не были столь увлечены трансформациями и возможностями формы. Смешение стилей и жанров дает любопытные, порой непредсказуемые и шокирующие результаты.

Коллаж. Наложение изображений. Совмещение двух разных образов, из которых непременно рождается третий, наполненный новым смыслом. Сто произведений шестидесяти авторов из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина, Третьяковской галереи, фондов Музея личных коллекций, а также частных собраний и мастерских художников расскажут об истории искусства коллажа. На выставке представлены работы признанных мастеров: Аристарха Лентулова, Александра Головина, Наталии Гончаровой, Михаила Ларионова, Александра Родченко, Веры Ермолаевой, Густава Клуциса, живописца Александра Куприна. А еще созданием коллажей занималась известные карикатуристы Кукрыниксы, режиссер Сергей Параджанов и кинодокументалист Василий Катаян. Их произведения также включены в программу выставки.

Музыка

18 июня в с/к «Олимпийский» состоится уникальный концерт: впервые на одной площадке споют и сыграют легендарные создатели трип-хопа Massive Attack и Дэйв Гэхен (обозначенный в афише как «голос Depeche Mode»), которые приезжают по приглашению компании «Тинькофф». Изюминка проекта состоит в том, что музыканты выступят с новыми программами: ударившийся в сольное творчество Гэхен — с диском под названием «Paper monsters», а Massive Attack — с вышедшей в феврале пластинкой «100th Window». «Мне больше всего запомнилось ощущение счастья и завершенности, переполнявшее меня, я хотел слышать то, что заставило бы меня чувствовать себя хорошо», — делится Гэхен эмоциями от записи альбома. Что касается Massive Attack, то на этот раз они предложат своим слушателям коктейль из электроники, даб-регги и экзотичного звучания арабских струнных. «Мы хотели сделать этот альбом теплее, чем «Mezzanine», — комментирует Роберт «3D» Дель Найя, — но не собирались делать его мягче. Мы старались оставить элемент крайности и интриги и избежать заунывности». Двойному концерту заунывность точно не грозит: действо обещает быть захватывающим и должно произвести впечатление как на поклонников обеих групп, так и просто на любителей качественной музыки.

Театр

16 и 17 июня на сцене МХАТа им. Горького завершается московская премьера спектакля «Самоубийство влюбленных в Сонедзаки», который японский театр «Кабуки» привез в рамках V Международного фестиваля им. А.П. Чехова.

Любовь и деньги, подлость и честь — темы общечеловеческие, но именно в Японии обретающие обостренный, экзистенциальный смысл. Позор и жизнь несовместимы, и ложное обвинение в воровстве приводит к двойному суициду соблазнительной куртизанки О-Хацу (Накамура Гандзиро III) и влюбленного в нее Токубея (Накамура Кандзяку V), неосмотрительно одолжившего непорядочному знакомому чужие деньги.

Спектакль стоит смотреть прежде всего из-за талантливой игры Накамура Гандзиро III, которому, безусловно, удается исполнение женской роли оннагата, традиционной для театра кабуки. Искусство оннагата развивалось на протяжении многих веков. Мужчины вживались в разнообразные женские образы — от молодых красоток до согбенных годами старух. А некоторые из них, несмотря на наличие семьи и детей, публично жили как женщины, дабы и в повседневном быте совершенствовать свое актерское мастерство. Роль О-Хацу для Гандзиро стала судьбоносной: в течение 50 лет он сыграл ее более 1000 раз.

Книги

Издательский дом «Подкова» выпустил очередной сборник рассказов Татьяны Толстой под названием «Круг». Татьяна Толстая — автор востребованный, читаемый и модный, и секрет ее популярности кроется в текучей метафоричности языка. Она — не поэт мысли, она не делает революционных открытий, она не стремится к новаторству-во-что-бы-то-ни-стало. Но как никто другой умеет оживить привычный и будничный мир — даже описывая засилье этой самой привычной будничности. Словно художник-аниматор, она способна вдохнуть душу в безжизненные предметы, создать сюрреалистическую картинку, в которой даже безобидный поход в парикмахерскую превращается в апокалиптическое видение.

Заглавный рассказ «Круг» — о бессмысленной абсурдности жизни, о невозможности выйти за пределы обыденного существования. Как ни бейся, как ни стремись, как ни втягивай себя в любовные авантюры — все оказывается лишь очередным поворотом колеса судьбы, которое пробуксовывает в вязкой жиже быта. Душа просит полета, душа жаждет неведомого, но «новый, небывалый путь с захватывающими дух возможностями» так и не открывается главному герою — 60-летнему Василию Михайловичу. Напрасно он ждет божественного откровения, напрасно нежится в очередных мечтах: жизнь состоит из разговоров о крупе и сметане, из проникновения в «сравнительную физиологию котлеты и тефтели», из скуки, и маеты, и мелочности. Истина сумеречна и безысходна: избавить от хождения по опостылевшему кругу способна только смерть.

Журнал «Финанс.» № 16 (16-22 июнь 2003) — Личное

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.