— Людмила Геннадиевна, почему вы решили уйти от почасовой оплаты?
— При этой системе, используемой повсеместно как в государственной, так и в частной школе, для преподавателя единственным способом заработать остается набрать как можно больше часов. Поэтому учитель берет и две, и три ставки, а как он эти ставки переживает, что происходит с его здоровьем, как он готовится к урокам и как это отражается в целом на процессе обучения, никого не волнует. Естественно, что времени и сил на адекватную проверку знаний учеников у него не хватает. И эта неприемлемая ситуация, к сожалению, типовая. В прошлом году мы коллегиально разработали профиль идеального учителя. Этим званием может обладать только опытный и высококвалифицированный педагог. Он тщательно готовится к урокам, грамотно их проводит, отслеживает образовательные новинки, участвует в конкурсах, его ученики побеждают в олимпиадах, сдают на международные сертификаты. Он занимается созданием развивающих заданий, его уважают и любят ученики, ценят родители, он коммуникабелен, готов поделиться с коллегами новаторскими разработками и так далее. В общей сложности у нас получилось около 60 критериев, по которым можно оценить профессионализм преподавателя.
— Каким образом высчитывается его зарплата по новой системе?
— Мы решили опробовать схему на преподавателях английского языка. Для этого провели опрос и посчитали, сколько в принципе он может получать, если усиленно занимается репетиторством — с учетом летних месяцев, когда спрос и загрузка минимальны. Вышла сумма в $1200. И школа решила, что именно такую зарплату будет получать тот, кто на 100% соответствует профилю идеального учителя. Его нагрузка будет составлять 15 часов, но при этом педагог не подрабатывает репетитором, тщательно готовится к каждому уроку, нормально отдыхает и заботится о своем здоровье. Созданная комиссия посещала уроки, была самопрезентация, проводилось анкетирование детей, аттестовались те или иные параметры учителя.
— И сколько ваших преподавателей были признаны «идеальными»?
— До его профиля никто не дотянул — лучшие показатели не превышали 75-80%. У каждого были свои сильные и слабые стороны. Одна преподавательница потратила зимние каникулы и приняла участие в конкурсе учителей Британского совета, заняла там первое место, а другой сказал, что для него невозможны публичные выступления, зато он может поставить пьесу. Методист получил определенную циклограмму, и стало понятно, кому над чем нужно работать. Лучшие педагоги школы зарабатывают $975. Сейчас они уже работают по этой схеме. Да, это не самая большая зарплата, но она достойная. Со временем мы переведем на эту систему всех преподавателей, тогда учитель не будет напоминать загнанную лошадь, а успеет и детям улыбнуться, и за домом и собственной семьей уследить. Качественное базовое образование в первую очередь зависит от педагога, от его успешности, от его заинтересованности. Школа будет контролировать этот процесс, будет проводиться переаттестация. Поднять установленную планку еще выше можно только путем снижения нагрузки и ухода от почасовой оплаты. Надо перестать делать учителя заложником часов.
Журнал «Финанс.» №10 (100) 14-20 марта 2005 — Образование
Беседовала МАРГАРИТА УДОВИЧЕНКО
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.