Закон для жертв ОСАГО

Сегодня по дорогам России разъезжают десятки тысяч автовладельцев, застраховавших свою гражданскую ответственность в Западно-Сибирской транспортной страховой компании (ЗСТСК) и компании «Авест». Исполнение их «автогражданских» обязательств перед потерпевшими в ДТП под большим вопросом, ведь лицензий эти страховщики лишились. По действующим правилам жертвам аварий с участием их клиентов остается ждать, пока «отозванные» компании или сами расплатятся по своим долгам (что маловероятно), или передадут свой портфель другому оператору (но кому он нужен?), или пройдут процедуру банкротства (а это очень долго). И только когда банкротство состоялось, включается компенсационный механизм, финансируемый из соответствующего фонда Российского союза автостраховщиков (РСА). Правда, удовлетворить компенсации мало кого могут. За счет них возмещается вред жизни и здоровью, а практика показывает, что выплаты по таким фатальным рискам в рамках ОСАГО до неприличия скромны. Ущерб имуществу и вовсе возмещению не подлежит.

Но выход из патовой ситуации найден — с принятием поправок обязательства РСА перед автовладельцами заметно повысятся. Во-первых, компенсации из его фонда будут выплачиваться сразу же после отзыва лицензии у страховщика, во-вторых, выплаты начнутся, в том числе и по «железу». В успешном прохождении законодательной инициативы депутата Александра Коваля, рожденной в соавторстве с руководством РСА и не встретившей возражений в правительстве, сомневаться не приходится — это вопрос нескольких недель, возможно, месяцев. Тем более, как следует из финансово-экономического обоснования законопроекта, его исполнение не потребует дополнительных бюджетных расходов.

Впрочем, это не означает, что столь благая мера обойдется участникам «автогражданских» отношений бесплатно. Просто об этом сейчас предпочитают не говорить. Резерв гарантий, из которого РСА намерен расплачиваться по долгам «отозванных» компаний, формируется из средств страховщиков — операторов ОСАГО, которые на эти цели перечисляют 1% с каждого проданного полиса. Иными словами, компенсационный фонд пополняют сами страхователи. Сейчас в нем накопилось примерно 600 млн рублей. Этого с лихвой хватит на выплаты по обязательствам «Авеста» и ЗСТСК, но сегодня почти никто не сомневается, что кампания по расчистке рынка ОСАГО далека от завершения. По пессимистическим прогнозам, в течение ближайших двух-трех лет от «автогражданки» отойдут более 100 игроков, и далеко не всем при этом удастся сохранить лицо и лицензию. А значит, компенсационный фонд РСА рискует столкнуться с острым дефицитом. И единственный источник его преодоления в условиях растущей убыточности ОСАГО — увеличение тарифов.

Таким образом, оплошности водителей, застраховавших свою ответственность в ненадежных компаниях, будут оплачивать те, чей выбор оказался разумен.

Журнал «Финанс.» № 22 (112) 13-19 июня 2005 — Страхование
Артем Федоров

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.