Что делать с экономикой России? Аркадий ДВОРКОВИЧ, заместитель министра экономического развития и торговли РФ

Аркадий ДВОРКОВИЧ, заместитель министра экономического развития и торговли РФ

Конкурентоспособность страны зависит от конкурентоспособности государственного управления. Это способность государства качественно лучше, чем в других странах, оказывать “услуги”, качественно применять право, качественно защищать свободы и права граждан. От этой способности государства зависит решение всех остальных задач, которые мы перед собой ставим. Пока все, что находится в государственной собственности или под контролем государства, развивается неэффективно. Происходит быстрое старение основных фондов, отрасли, находящиеся под управлением государства, деградируют. И от того, насколько серьезно государство отнесется к этой проблеме, насколько быстро будет ее решать, зависит, как будет решена проблема повышения конкурентоспособности страны в целом.

Кроме государственного управления вторая составляющая национальной конкурентоспобности – конкурентоспособность бизнеса. В отличие от других стран с переходной экономикой, где экономический рост достигался прежде всего за счет развития нового бизнеса и создания новых предприятий, в России экономический рост в последние годы достигнут за счет увеличения производства на старых предприятиях, загрузки уже имеющихся мощностей и лишь в малой степени – за счет развития новых секторов. Вложение денег в новый бизнес в России является чрезмерно рискованным и связано со значительными затратами на преодоление административных барьеров.

Денис МУХАНОВ, генеральный директор Русского экономического общества

Для выхода на новый уровень экономического развития в первую очередь необходимо решить вопросы разграничения полномочий между уровнями власти. На этой основе нужно перейти к построению новой системы межбюджетных отношений, заключающейся в расширении полномочий региональных и местных властей, повышении ответственности за результаты их применения. Пока региональные власти не обладают реальными полномочиями по проведению собственной налоговой и бюджетной политики, они не в состоянии в полной мере отвечать перед инвесторами, кредиторами и населением за экономическое развитие своих территорий, состояние общественных финансов и социальной сферы.

Бизнес вынужден расходовать значительные средства на преодоление различного рода бюрократических барьеров. Поэтому дальнейшее затягивание проведения административной реформы неприемлемо. В целом же можно сформулировать главные задачи, которые должно решать правительство в первую очередь. Это существенное увеличение размеров бюджета (двукратное каждые два-три года) вне зависимости от мировой конъюнктуры цен на нефть и другое сырье, за счет повышения эффективности бюджетной системы; продолжение политики налоговой либерализации, повышение эффективности налогового администрирования; снижение уровня инфляции до 10%; привлечение прямых иностранных инвестиций до $10 млрд в год; поэтапное увеличение зарплаты для работников бюджетной сферы.

Александр БЕЛЯКОВ, председатель комитета Государственной Думы

по природным ресурсам и природопользованию

Сверхдоходы от нефти мы должны были направить на увеличение нашей технологической оснащенности. Я не имею в виду прямые государственные инвестиции – я как раз категорически против них. Нужна корректировка “правил игры”. Государству выгодна глубокая переработка нефти. Это и большая экономическая безопасность (меньше зависимость от конъюнктуры мировых цен на нефть), и большая прибавочная стоимость. Сегодня в мире используются технологии, которых нет у нас. Средняя глубина переработка нефти у нас составляет около 60-70%, а во всех развитых странах мира – 95-98%. Чтобы преодолеть этот разрыв, нужны деньги. Например установка гидрокрекинга, которая очень серьезно увеличивает выход бензина из сырой нефти, стоит в среднем $1 млрд. Сумма большая. Предположим, нашелся инвестор, не важно – отечественный или иностранный, который готов поставить это оборудование. Но он должен будет заплатить 10-15% таможенной пошлины плюс еще 20% НДС. К $1 млрд стоимости самой установки прибавляется пошлинно-налоговая наценка почти в 40%, то есть в $400 млн. Ни один инвестор на это не пойдет.

Журнал «Финанс.» № 12 (19-25 мая 2003) – Экономика

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.