Роман Хапаев: «Автомобильный рынок России еще далек от насыщения»

— Роман, может, мой вопрос риторический, но довольны ли вы результатами продаж за 2005 год (по итогам продаж в прошлом году автомобили Hyundai заняли первое место. — «Ф.»)?- Почему? Мы как раз могли бы продать и больше, помешали квоты на ряд моделей. Заводы не успевают за спросом, в основном это касается производства двигателей, поскольку остальные запчасти не так сложно делать. Еще одна причина — в нерегулярных поставках машинокомплектов на сборочные производства. Но есть загвоздка еще и в том, что для роста продаж надо расширять дилерскую сеть. Я имею в виду не Москву и Питер, а регионы, там очень большой потенциал. Но немногие тамошние дилеры отвечают требованиям марки и дистрибьюторов, а без подготовки профессиональной сети мы работать не будем. Подготовка включает в себя оформление помещений, обучение персонала, подготовку маркетингового плана и т. д. Этот процесс занимает обычно год-полтора в каждом случае. Без техцентра начало продаж невозможно. Сейчас у нас 68 дилерских центров в 47 городах страны, но рассчитываем на большее. Поскольку на некоторые модели квот, напротив, нет. А если говорить о том, что порадовало в минувшем году, можно отметить хорошие продажи внедорожника Tucson — он стал лидером в своем сегменте. И конечно же, не оставило равнодушным то, что мы сильно опередили рынок: если он вырос с 2002 года в 5,4 раза, то мы — в 24. То есть мы растем в 5 раз быстрее рынка.

— А насколько серьезны квоты на ввоз машин?- Мы бы хотели и могли в следующем году реализовать в России 70 тыс. импортных машин (без учета автомобилей Hyundai, производимых на таганрогском предприятии «Тагаз». — «Ф.»). Но «благодаря» квотам получится продать лишь 50 тыс.

— Корейская сторона знает о том, что в России спрос превышает предложение?- Мы отчитываемся штаб-квартире Hyundai каждый день, они в курсе всех вопросов. Такая ситуация сейчас не только в России, но и на других рынках тоже.

— Может быть, создание производства по сборке машин в России могло бы помочь?- Оно не решит проблему, хотя создаст более благоприятные условия в плане логистики. Да, ввозные пошлины в России для корейских машин выше, чем в других странах, например в Америке. Но все равно придется везти комплекты из Кореиѕ Тем не менее я не исключаю, что Hyundai Motor откроет здесь завод. По крайней мере они уже проводили исследование на эту тему.

— Вы упомянули такое направление, как логистика. А у вас есть склад запчастей?- Да, он находится под Москвой и работает с 2000 года, и сначала им занимались мы, но в конце 2004 года было решено отдать импорт запчастей корейской компании Mobis, в свое время отделившейся от Hyundai Motor. Тут-то и возникли сложности: если мы уже отладили всю систему, то они как иностранцы впервые столкнулись со спецификой российского менталитета, законодательства и таможенных процедур. В то же время у нас хорошие связи среди таможенных брокеров, мы действительно могли бы оказать помощь. Тем не менее на складе находится свыше 50 наименований запчастей, и большинство из них можно получить в течение недели. Хорошим показателем считается наличие на складе 92% деталей. Правда, если деталь редкая, может пройти до нескольких недель, пока автовладелец ее дождется, и это, конечно же, ненормальная ситуация, с чем мы, как можем, боремся.

— Новая версия внедорожника Santa Fe примерно на $10 тыс. дороже предыдущей. Насколько сложно продавать корейский автомобиль, который стоит как японский или европейский?- Эту машину нельзя сравнивать с предыдущей, она сделана абсолютно по другой технологии. Несмотря на стоимость, за ней практически сразу выстроилась очередь, и в базе уже 636 контрактов. Удивились ли мы такому спросу? Не сказал бы, потому что к созданию модели компания подходила очень серьезно, потратив $155 млн и 26 месяцев на ее разработку. Дизайном занималась калифорнийская студия Hyundai Motor, та же, что работала над Tucson, а технологическую часть осуществлял научно-исследовательский центр в Корее.

— А что случилось с еще одной моделью — Terracan? Ее давно не видно на улицах…- Мы перестали ее импортировать по собственной инициативе, потому что спрос был небольшим. Но на смену ей в 2007 году придет новый большой внедорожник, принципиально новый автомобиль.

— Какие еще новинки вы выпустите на рынок в ближайшем будущем?- В сентябре на Московском автосалоне представим седаны Verna (новый Accent) и Elantra нового поколения. Скоро в салоны поступит машина представительского класса Grandeur в единственной комплектации стоимостью $43 900.

— Как вы думаете, скоро ли российский автомобильный рынок превратится из растущего в стабильный?- Рынок еще далек от насыщения. По прогнозу финансистов нашей компании, он будет расти в течение еще 11 лет — пока будут сохраняться высокие цены на нефть. Если, конечно, не будет больших кризисов и потрясений. Насыщение — в основном за счет регионов. А прогноз наших маркетологов гласит, что в ближайшие четыре года — до 2010-го — объем иномарок местного производства вырастет примерно в 2,5 раза, продажи иномарок к этому времени вырастут до 1,5 млн штук в год, а в 2006 году, по нашей оценке, их будет продано около 850 тыс. Со временем рост замедлится, но будет сохраняться еще очень долго.

i

КОМПАНИЯ «КАРНЭТ-2000» основана в 2000 году и входит в группу «Рольф». С 2002 года является эксклюзивным импортером автомобилей Hyundai в России.

Журнал «Финанс.» № 20 (157) 29 мая — 4 июня 2006 — Автофинансы
Беседовала АННА ЧИСТОДЕЛОВА

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.