ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ И МЕДИА Сообразили на троих

Нынешние макроэкономические условия можно считать почти идеальными для телекоммуникационного сектора, даже укрепление рубля не грозит ему никакими последствиями. Сотовые операторы, часть тарифов которых по-прежнему котируется в долларах, уже давно отвязали внутрикорпоративный курс от официального курса Банка России.

В то же время определенная тенденция к снижению темпов роста заметна и здесь. Цифровая волна, охватившая Россию с 1999 года, постепенно начинает ослабевать. И компании, предоставляющие услуги фиксированной связи, и сотовые операторы дошли до определенного потолка развития, обеспечив базовым набором услуг связи основную часть потребителей. А спрос на более высокотехнологичные услуги пока ограничен.

Снижение темпов роста, которое по итогам 2006 года должно стать еще более значительным, имеет под собой как чисто экономические, связанные с насыщением рынка, так и человеческие факторы. Какой бы развитой ни была страна, переход населения на использование новых технологий всегда осуществляется рывками, после каждого из которых интерес к новым услугам временно падает.

Опоздавшие во времени. Проблема насыщения рынка оказала особое влияние на МРК. Выручка «Связьинвеста» в 2005 году увеличилась лишь на 15,7%. Динамика роста очень низкая, учитывая, что тарифы на услуги местной телефонии в 2005 году выросли на 15-20%.

Причины посредственных финансовых результатов очевидны. Кроме падения спроса на установку новых номеров МРК испытывают мощное конкурентное давление со стороны других участников рынка. Основную угрозу для них представляет не прямая, а косвенная конкуренция со стороны компаний, которые используют другие технологии при передаче голосового трафика. Речь прежде всего идет о сотовых операторах, абоненты которых полностью отказываются от стационарного телефона в пользу мобильной трубки. В МРК это хорошо понимают, недаром вслед за «Уралсвязьинформом», «Сибирьтелекомом» и «Волгателеком» о желании построить собственную сеть мобильной связи объявила «Дальсвязь».

Большинство экспертов с сомнением относятся к успешности этих начинаний. С одной стороны, рынок уже занят — уровень проникновения сотовой связи в России, согласно официальным данным операторов, достиг 100%. С другой — финансовое положение большинства МРК оставляет желать лучшего. Операционная рентабельность ни одной из них не превышала 20% по итогам 2005 года, а высокий уровень долговой нагрузки заставляет «дочки» «Связьинвеста» корректировать свои инвестиционные программы. При этом им необходимо модернизировать собственные сети, уровень цифровизации которых на конец 2005 года составлял лишь 56,2.

Очевидно, что ближайшие два-три года МРК будут уделять особое внимание именно внутренним проблемам. Рецепты улучшения финансового положения вполне очевидны: сокращение персонала и рост производительности труда, оптимизация долга и урезание капиталовложений.

На пути преобразований может встать целый ряд препятствий. На первый план выходят налоговые риски, возникшие из-за различной интерпретации методов бухгалтерского учета по итогам проверки компаний за 2002-2003 годы. Даже те МРК, к которым не предъявлено никаких претензий, оказались в подвешенном состоянии. Вторым по значимости негативным фактором остаются административные риски, связанные с давлением региональных властей на МРК с целью форсирования телефонизации небольших населенных пунктов.

Тройственный союз. В конце 2005 года уровень проникновения сотовой связи в России превысил 80%, а в середине 2006 года — достиг 100%. Понятно, что эти цифры не совсем адекватны — по различным оценкам, число пользователей мобильной связи в России не превышает 70% от количества висящих на балансе сотовых операторов SIM-карт.

Тем не менее 2005 год можно считать последним годом экстенсивного развития российского рынка сотовой связи. Недаром рост общего количества абонентов стал четко коррелировать с уменьшением ARPU (средний доход с одного клиента), что является самым лучшим доказательством увеличения числа «мертвых душ» на балансе операторов.

Впрочем, главной особенностью 2005 года стала не жесткая конкурентная борьба, победителями из которой вышли «Вымпелком» (выручка выросла на 49,3%) и «Мегафон» (58,5%), а проигравшим — МТС (26,7%), а фактически создание на рынке самой настоящей олигополии. Принятие поправок к закону «О связи» и введение принципа «платит звонящий» поставило операторов сотовой связи перед сложным выбором: либо нести незапланированные потери, либо попытаться пройти по лезвию нарушения действующего законодательства, что создало предпосылки для потепления взаимоотношений между компаниями «большой тройки» и начала негласной координации общей деятельности.

Летом 2006 года МТС, «Вымпелком» и «МегаФон» сделали идентичные шаги в сторону компенсации потерь от введения принципа «платит звонящий» и повышения ARPU. Конечно, утверждать, что действия были полностью согласованы друг с другом, нельзя — компании «большой тройки» и раньше с завидной регулярностью копировали удачные находки конкурентов. Однако сам по себе механизм принятия решений и мотивация участников рынка в данном случае не имеют существенного значения. Столкнувшись с общей проблемой, имевшей некритическое значение с точки зрения рентабельности, компании разрешили ее в едином ключе.

Формирование олигополии на рынке сотовой связи означает, что окончательно поставлена точка в каком-либо движении тарифов вниз. Резко повышается вероятность неких общих действий, направленных на увеличение ARPU.

Впрочем, нынешняя структура рынка может быть легко разрушена, если один из операторов «большой тройки» станет частью глобальной телекоммуникационной компании. Напомним, что ранее глава «Альфа-групп» Михаил Фридман озвучивал желание интеграции подконтрольных телекоммуникационных активов с одним из крупнейших игроков на мировом рынке.

Если мировая экспансия российских сотовых операторов не состоится, то они могут столкнуться с очевидным дефицитом идей для дальнейшего развития. В этих условиях нормой может стать выкуп собственных акций на фондовом рынке (например, МТС хочет приобрести собственные бумаги на $1 млрд).

Прибыль без политики. Более быстрыми темпами, чем телекоммуникации, развивается медиарынок, жизнедеятельность которого совсем недавно определялась четырехлетними избирательными циклами. Если в 2000-2001 годах убыточность медиакомпаний воспринималась как нечто само собой разумеющееся, то теперь это аномалия. Бурный рост рекламного рынка всего за несколько лет позволил России обогнать страны Восточной Европы по стоимости рекламы.

Даже «Газпром-медиа», создание которого изначально рассматривалось как чисто политический шаг, является весьма успешным и прибыльным предприятием. По итогам 2005 года совокупная выручка компаний, входящих в «Газпром-медиа», составила почти 19 млрд рублей, а чистая прибыль — 3,2 млрд рублей. Чистая рентабельность холдинга «Газпром-медиа» оценивается в 17%. Выше доходность (24,1%) только у феномена российского медиарынка «СТС-медиа». Капитализация компании в ходе публичного размещения на NASDAQ превысила $2 млрд при выручке $237 млн по итогам 2005 года.

Между тем страна входит в новый избирательный цикл, который в отличие от предыдущего будет куда более неопределенным. Поэтому в ближайшие два года можно ожидать отката медиа бизнеса в прошлое — в основе деятельности СМИ с массовой аудиторией вновь будут лежать не экономические, а политические мотивы.

КРУПНЕЙШИЕ СОТОВЫЕ ОПЕРАТОРЫ РОССИИ, МЛН АБОНЕНТОВ

Место

Компания

на 31.05.06

на 31.12.05

1

МТС

47,2

44,2

2

Вымпелком

46,2

43,1

3

МегаФон

25,3

22,8

4

Теле2

4,4

3,1

5

Уралсвязьинформ

4,0

3,7

6

СМАРТС

3,3

2,8

7

Сибирьтелеком

2,3

2,0

Источник: ACM-Consulting

Журнал «Финанс.» № 36 (173) 18-24 сентября 2006 — Главная тема
Андрей Блинов

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.