Театральное “золото” ушло в столицы

Золотой маскарад окончен. Декорации сняты и упакованы, костюмы безжизненно висят в гримерках, а театральные критики с трудом переводят дух: что ни говори, “Золотая маска” – сценический марафон, требующий изрядной доли выносливости. И все-таки завершение этого феерического действа, этого двухнедельного театрального карнавала – вещь довольно минорная: питерско-московский дубляж “маскерада” пришелся по вкусу зрителям и даже придал ему сходство с самим символом фестиваля – золотой маской, в которую “вписан” двуглавый орел.

Подведение итогов сенсаций не принесло. Разве что решение не присуждать премию за лучшую работу балетмейстера немного пощекотало нервы. В фаворе оказались театры обеих столиц, и такой результат был до неправдоподобия предсказуем. Говорить, что провинциальная сцена не может на равных конкурировать с московской и питерской, стало недоброй традицией “Золотой маски”. На то есть объективные причины: театры российской глубинки живут в другом, принципиально отличающемся от столичного мире. Нехватка денег, отсутствие конкуренции, преобладание традиционных форм… Проблемы провинциальных театров – тема для отдельного разговора, а не упоминания вскользь. Впрочем, на “Золотую маску” приезжают сильнейшие из сильнейших, рассчитывающие на победу, а не на снисходительное похлопывание по плечу московскими критиками.

Что же касается собственно итогов, то здесь раскладка такова. Лучшим актером был признан Александр Калягин, который сыграл главную роль в спектакле “Король Убю” московского театра Et Cetera, потеснив своего главного соперника в этой номинации – Константина Райкина. “Маску” за лучшую женскую роль получила Татьяна Щуко за созданный ею образ Лики в спектакле “Московский хор” (режиссер Игорь Коняев, руководитель постановки Лев Додин). Эта работа петербургского Малого драматического театра – Театра Европы и стала победителем в наиболее обсуждаемой среди публики номинации “Лучший драматический спектакль большой формы”.

“Московский хор” поставлен по одноименной пьесе Людмилы Петрушевской. Это своего рода исторический спектакль, повествующий о временах хрущевской “оттепели”, возвращении репрессированных, житейской неустроенности конца 50-х. Но спектакль бесконечно далек от вульгарной бытовухи, хотя герои и ходят в обносках, и ютятся на нескольких квадратных метрах, и снуют по нагромождениям допотопной мебели. По мнению Игоря Коняева, социальные мотивы в пьесе – не главное. Убеждения и страсти, столкновение непримиримых позиций и сложная человеческая ситуация – вот что интересует постановщиков. Безусловно глубокий спектакль “Московский хор” стал поистине гармоничной спевкой ярких актерских индивидуальностей.

Лучшим режиссером был признан Кама Гинкас, чья постановка “Дамы с собачкой” стала обладателем “Золотой маски” среди спектаклей малой формы. Эта вещь – вторая часть гинкасовской трилогии по Чехову “Жизнь прекрасна!”. В поставленной на сцене Московского ТЮЗа “Даме с собачкой” волшебным образом оживает чеховский текст, превращаясь из прозы в драматические диалоги, насыщенные изгибами интонаций. Герои зачастую говорят о себе в третьем лице: происходит любопытное смешение автора и персонажа. Гинкас – режиссер трагический, ироничный и жесткий. Изображение предельных, оголенных страстей у него уживается с вызовом и клоунадой. “Дама с собачкой” – история любви Анны Сергеевны и Гурова – начинается как яркая вспышка, а заканчивается как уныло тлеющая лучина. И эта едкая безысходность оказывается вполне в духе Гинкаса.

Номинация “Лучшая работа художника” – одна из немногих доставшихся на долю театров из российской глубинки. Декорации Юрия Харикова к спектаклю “Мамаша Кураж” самарского театра “СамАрт” создают ощущение, что ты попал в балаган – разноцветный, опаляющий, яркий. Вместе со своей неизменной тележкой Кураж “везет” на себе весь зрительный зал, который вращается по ходу действа. Костюмы героев цветисты и броски, они сшиты из лоскутов или, напротив, представляют собой сложное нагромождение доспехов. Спектакль поражает необычным цветовым, декорационным решением, что по достоинству и оценило жюри “Золотой маски”.

В балетных премиях блистают “все звезды”. Илзе Лиепа и Николай Цискаридзе получают “Маски” за лучшую женскую и мужскую роль в балете, а спектаклем года объявляется “Вечер хореографии Ролана Пети”. Что касается оперы, то тут предпочтение было отдано “Мадам Баттерфляй” – постановке Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Обладателем “продвинутой” премии “новация года” был признан спектакль петербургской группы А.Х.Е. Sine Loco, а лучшим дирижером стал Владимир Понькин из московской “Геликон-оперы”. В конкурсе среди театров кукол приз за актерскую работу получила Светлана Михайлова (спектакль Архангельского театра кукол “Хамлет, датский принц”), у художников победил Константин Мельник, нарисовавший “Зимнюю сказку” для пензенского театра “Кукольный дом”, а лучшим “кукольным” спектаклем жюри признало “Невский проспект” петербургского театра “Потудань” и кинокомпании “Дарфильм” (режиссер Руслан Кудашов).

Итак, все маски сняты, все конверты вскрыты, все победители награждены. Совсем скоро уляжется сезонное волнение в театральной прессе. А актеры и режиссеры, художники и хореографы примутся работать над новыми постановками, чтобы ровно через год достойно выступить на юбилейном, десятом национальном театральном фестивале “Золотая маска”.

Журнал «Финанс.» № 8 (21-27 апреля 2003) – Личное
Юлия Гордиенко

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.