Медицина должна быть экономной

«Лучше я повышу сотрудникам зарплату, а они пусть сами покупают себе медицинскую страховку» — такая логика работодателя отнюдь не безупречна. Конечно, работники поблагодарят за возможность самостоятельно распорядиться суммой прибавки. Но вряд ли поспешат к страховщику за полисами добровольного медицинского страхования (ДМС). Во-первых, потому что ДМС само по себе дорогое удовольствие, во-вторых, розничные продукты в принципе не могут удовлетворить все потребности человека в медицинской помощи. Но даже если кто-то решит воспользоваться случаем и купить страховку, то велика вероятность, что человек не устоит перед соблазном «отказать полис по полной». А это в свою очередь неминуемо отвлечет его от работы.

Приказано не болеть. Приобретение корпоративных ДМС-программ — шаг дальновидный. Во-первых, работодатель получает заметное преимущество на рынке труда. Хотя уровень мотивации в большей степени определяет зарплата, но и на социальный пакет люди обращают все больше внимания. Во-вторых, приобретение корпоративных полисов обойдется компании гораздо дешевле, чем увеличение зарплаты, адекватное расходам на качественную медпомощь. В-третьих, и это, пожалуй, самое главное — застраховав своих сотрудников, предприятие вправе рассчитывать на сокращение потерь от временной нетрудоспособности членов коллектива. Все очень просто: интересы страхователя и страховщика в этом случае полностью совпадают. И тот, и другой желают, чтобы жалоб на здоровье было как можно меньше, а уж если сотрудник и попадал на больничный, то тратил на лечение минимум времени. Ведь оно измеряется не только днями, но и рублями, которые расходует страховщик и недополучает работодатель. В идеале, а иногда и на практике страховые компании жестко следят за качеством медобслуживания в рамках лечебных стандартов, с одной стороны, и за обоснованностью обращений — с другой.

Лечим все или почти все. При этом в зависимости от финансовых возможностей работодателя страховая компания способна предложить максимально широкое покрытие, практически полностью удовлетворяющее потребности персонала в медицинских услугах. Кроме привычных уже амбулаторно-поликлинических услуг здесь и плановая госпитализация, и лекарственное обеспечение, и санаторно-курортное лечение, и длинный список других медицинских и околомедицинских услуг. «По согласованию со страхователем компания может расширить перечень лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих застрахованных, а также включить в содержание программ любой вид медицинской помощи, лицензированный на территории России», — резюмирует заместитель директора компании «Шексна-М» Сергей Подъяпольский. Розничное ДМС подобным изобилием похвастаться не может. «Так сложилось, что сегодня добровольное медицинское страхование существует, по сути, только для корпоративных клиентов, — комментирует начальник управления массового личного страхования компании «Капиталъ Страхование» Арсений Ульченков. — Причина тому одна — negative selection, то есть страховать свои медицинские расходы за свои же деньги у нас готовы только те, кто собирается использовать страховку «на полную катушку». Естественно, это ставит в невыгодное положение страховщика».

И все же ДМС не всесильно, перед целым рядом диагнозов, зачастую страшных, оно пасует. «Исключениями из корпоративных программ ДМС являются социально значимые заболевания — это туберкулез, венерические болезни, ВИЧ и другие особо опасные инфекции, психические заболевания, наркомания, токсикомания», — перечисляет директор департамента личного страхования «Энергогаранта» Наталья Клименко. Кроме того, по словам Арсения Ульченкова, большинство страховщиков исключают профессиональные заболевания, поскольку покрывать их возможно только при наличии достаточной статистики.

Кому — травматолога, кому — окулиста. Если все розничные программы ДМС очень похожи друг на друга, то найти две одинаковые корпоративные страховки практически невозможно. Каждое предприятие в своем роде уникально. Как отмечает Сергей Подъяпольский, именно профиль деятельности компании, наличие тех или иных вредных производственных факторов напрямую отражается на условиях и содержании программ ДМС. На предварительном этапе подготовки договора страховщик проводит медико-экономический анализ, оценивает потребности в видах и объемах медицинской помощи, основываясь на специфике производства. «Если, например, нашим корпоративным клиентом становится строительная организация, — развивает тему Наталья Клименко, — то мы обращаемся к статистическим данным, где отмечается увеличение обращений в лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ) в связи с острыми заболеваниями, повышенным травматизмом, обострением хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата». В таких условиях корпоративная программа ДМС усиливается врачами-травматологами, невропатологами, пульмонологами, проводится иммунотерапия больных с частыми простудными заболеваниями. Все эти факторы, а также половозрастной состав коллектива и выбранные страхователем ЛПУ определяют стоимость полиса. По словам руководителя департамента личного страхования «Росгосстраха» Карины Маркарьян, размер премии колеблется в диапазоне от $150 до $1500 на человека в год.

Для заключения договора необходимо сделать запрос в страховую компанию. «По запросу потенциального клиента направляется коммерческое предложение, которое обычно включает сведения о страховщике, описание программы и ее стоимость, прочую документацию, необходимую клиенту», — делятся опытом специалисты компании «Макс». Затем проводятся оценка предложений и переговоры, в ходе которых уточняются условия договора.

Хотя бы без очереди. И все же переоценивать возможности российского ДМС не стоит. Далеко не все его операторы аккуратны в своих взаимоотношениях с клиниками-партнерами: одни просто не утруждают себя контролем качества, другие в ответ на жалобы высказываются в том духе, что «за всеми не уследишь», имея в виду лечебные учреждения или даже отдельных докторов. Да и выше головы не прыгнешь: медицинская индустрия в России страдает еще очень многими пороками. «К сожалению, быстро поднять уровень медицинской помощи страховые компании не в силах, если речь не идет о местах «компактного проживания» большого количества застрахованных, — констатирует Арсений Ульченков. — А вот обеспечить высокий уровень сервиса можно, это и является задачей ассистанской компании». Если в Москве, Санкт-Петербурге, городах-миллионниках лечебная инфраструктура наращивает свои мощности, провинциальная Россия все еще испытывает дефицит качественного медобслуживания. Впрочем, этот неприятный фактор не останавливает страховщиков. По словам Карины Маркарьян, в тех районах, где здравоохранение не способно обеспечить высокий уровень качества и сервиса, страховые компании предлагают программы «личного врача». За коллективом закрепляется врач-куратор (как правило, общей практики), который готов посещать пациентов и дома, и на работе. Тем временем местные медучреждения обеспечивают застрахованным обслуживание без очереди. Заместитель руководителя дирекции ДМС компании «Макс» Владимир Храбан также не склонен драматизировать ситуацию в регионах: «В каждом из них есть лечебные учреждения, которые создали у себя условия для оказания платных медицинских услуг. Даже во многих районных больницах и самых маленьких военных госпиталях. То есть по полису ОМС человек может получить процедуру через неделю, а по ДМС при необходимости в тот же час».

Платим дважды. Как и прочие виды добровольного личного страхования, ДМС не осталось без налоговых преференций. Сегодня предприятия вправе исключать из базы налога на прибыль страховые взносы в размере до 3% от фонда оплаты труда (ФОТ). Кроме того, ни взносы, ни возмещение по корпоративному ДМС не подпадают под действие единого социального налога (ЕСН) и налога на доходы физических лиц. Сергей Подъяпольский полагает, что фискальное законодательство «в общем менять не нужно», хотя было бы не вредно увеличить предельный размер расходов, относимых на себестоимость, с 3% от ФОТ до 10-12%. В этом случае работодатель получил бы больше ресурсов для проведения собственной социальной политики. В «Максе» высказываются более категорично: «Налоговые льготы незначительны, учитывая уровень «белой» зарплаты. Но даже ими не все пользуются, потому что руководители о них просто не знают. Профсоюзов нет, отделы кадров подобными вещами заниматься не уполномочены». Кроме того, уплачивая ЕСН, предприятия уже финансируют медицинское обслуживание своего персонала по программе ОМС. Выходит, что, приобретая для своих работников еще и полис ДМС, они несут двойные затраты на одни и те же цели. Впрочем, данная коллизия, возможно, разрешится в рамках реформы обязательного медицинского страхования. Когда и если законодатели привнесут в эту систему рисковую составляющую, ДМС будет не заменять, а дополнять ОМС.

Журнал «Финанс.» №3 (140) 23-29 января 2006 — Корпоративное страхование
Артем Федоров

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.