Оправданный риск

Ненужный инструмент. Финансовая аренда среди индивидуальных предпринимателей (ИП) пока недостаточно популярна. Дело в том, что многие ИП пользуются упрощенной схемой налогообложения (УСН), а она сводит на нет все преимущества лизинга.

Финансовая аренда позволяет экономить на налоге на прибыль — лизинговые платежи относятся на себестоимость и тем самым уменьшается налогооблагаемая база. Кроме того, лизинг позволяет использовать ускоренную амортизацию объекта сделки, что быстро уменьшает его стоимость, а значит, и базу по налогу на имущество. Но при переходе на УСН налоги на прибыль и имущество не платят, тем самым предприниматель лишается важнейших преимуществ лизинга. Между тем налоговые льготы позволяют бизнесменам, не пользующимся УСН, получить в собственность имущество с меньшими потерями, чем при покупке в кредит или за свои деньги.

Есть и другие причины непопулярности финансовой аренды у ИП, например «черная» бухгалтерия, с которой ни один уважающий себя лизингодатель работать не будет, ведь риски и так велики. «До сих пор малые предприниматели в России не желают реально отражать финансовое состояние и занижают налогооблагаемую базу», — сетует директор департамента маркетинга и развития лизинговой компании «Каркаде» Алексей Сичинава. Однако даже те, кто ведет официальную отчетность, тоже не всегда могут воспользоваться лизингом. «У большей части ИП анализ отчетности показывает низкую финансовую устойчивость и прибыльность, что сразу относит их в группу высоких рисков, — рассказывает генеральный директор лизинговой компании «Камаз» Альфия Гарифуллина. — Естественно, что у лизингодателя не возникает большого желания связывать себя с таким клиентом».

Негативную роль в распространении лизинга в среде ИП сыграла недостаточная информированность предпринимателей об этом инструменте финансирования. Это объясняется относительно недавним выходом на рынок данных услуг. «Если в Москве проблема не так очевидна, то в регионах вполне может являться основной причиной отказа от использования финансовой аренды», — считает Алексей Сичинава. «Многие ИП уверены, что лизинговые проекты начинаются от нескольких сотен тысяч долларов, — рассказывает директор по развитию бизнеса «Европлана» Александр Михайлов. — Нам же постоянно приходится преодолевать эти стереотипы». По мнению генерального директора «Росевролизинга» Ольги Размаховой, предпринимателей часто смущает существенно более высокая стоимость лизинга по сравнению с другими финансовыми инструментами.

Некуда идти. Однако, несмотря на все проблемы, для многих предпринимателей лизинг является чуть ли не единственным безопасным способом получить средства для ведения бизнеса. Ведь многие ИП не могут получить кредит в банке, так как зачастую им нечего предложить в залог или же его недостаточно для покрытия возможных рисков. Да и обороты по счету у ИП недостаточны для получения займа. «Именно отсутствие залогов и поручителей является основной проблемой для малых предприятий при поиске финансирования, — рассказывает Александр Михайлов. — Зачастую лизинг — единственный для них способ приобрести новое оборудование и транспорт». Данную точку зрения разделяет и руководитель отдела маркетинга «Лизингпромхолда» Светлана Кудряшова: «Часто индивидуальным предпринимателям бывает сложно получить ссуду в банке, особенно при отсутствии кредитной истории, активов для обеспечения залога и достаточного времени работы на рынке». Это неудивительно, ведь для развития ИП нужны деньги, а банки предоставляют их в основном только бизнесменам, «крепко стоящим на ногах». Тем же, кто только начал работать, приходится идти за кредитами на «черный» рынок. Там проценты могут достигать баснословных значений, а методы взыскания просроченной задолженности настолько жестки, что в ряде случаев приводят к полному разорению, да еще с риском для жизни и здоровья. Такая ситуация складывается из-за отсутствия альтернативных вариантов. Ведь микрофинансовых институтов, которые призваны кредитовать малый бизнес, в России пока очень мало.

Индивидуальный плюс. Для лизинговой компании в работе с ИП тоже есть плюсы: все риски несет предприниматель, который отвечает всем своим имуществом. «По благосостоянию ИП, сроку работы на рынке и декларации, которая сдается им в налоговую инспекцию, лизингодателю все видно», — рассказывает генеральный директор Петербургской лизинговой компании Дмитрий Горизонтов. По его мнению, анализ сделки с таким клиентом много времени не занимает. «C малым бизнесом проще работать, — уверяет Алексей Сичинава, — он более свободен от бюрократии и долгой процедуры рассмотрения документов». С ним согласен Александр Михайлов: «У малых и средних предприятий процесс принятия решений происходит очень быстро, ведь они работают в сложной и быстро меняющейся обстановке, а это требует оперативной реакции».

По мнению Александра Михайлова, работая с малым предпринимателем, лизинговая компания диверсифицирует свои риски. Средняя сумма проекта с ИП составляет меньше $100 тыс., что при большом количестве контрактов делает риск банкротства одного из заемщиков несущественным для всего портфеля сделок.

Кроме того, малые компании сейчас очень быстро растут. В Министерстве экономического развития и торговли прогнозируют, что количество ИП в течение ближайших нескольких лет будет ежегодно увеличиваться на 10%. Рост бизнеса приводит к тому, что потребности ИП постоянно увеличиваются, а конкуренция толкает их в сторону использования нового высокопроизводительного оборудования. «Это делает многообещающей работу для лизинговых компаний, ориентированных на малый и средний частный бизнес», — уверен Александр Михайлов.

Некоторые компании даже разработали специальные программы для некрупного бизнеса, такие как экспресс-лизинг. Например, «Европлан» обещает принять решение о финансировании в течение 15 минут. Этот эффект достигается при помощи использования специальной скоринговой системы, которая проводит экспресс-оценку платежеспособности клиента. Похожий продукт есть и у «Каркаде» — там решение о заключении сделки принимают за 10 минут. Почти все экспресс-программы предполагают требования о предоставлении минимального пакета документов. От ИП зачастую даже не требуют справок из банка, обслуживающего счет, и налоговой инспекции.

А вот некоторые лизингодатели вообще не делают разграничений между предпринимателями и остальными клиентами. «ИП никак не выделяются в массе других клиентов нашей компании, — говорит заместитель генерального директора «Фольксваген Груп Финанц» Владимир Мартюков. — У меня нет причин полагать, что работать с частными предпринимателями менее выгодно».

Повышенный риск. Несмотря на все плюсы работы с ИП, есть лизинговые компании, которые пока не горят желанием сотрудничать с малыми предпринимателями. Некоторые фирмы до сих пор устанавливают им жесткие рамки и ограничения. «Банковские и кэптивные лизинговые компании требуют от клиентов таких форм обеспечения, как ликвидные векселя, права на безакцептное (без согласия клиента) списание средств со счетов клиента, а также перевод их в «дружественный» банк», — рассказывает Александр Михайлов. Оно и понятно. Ведь риски по сделке с ИП гораздо выше, чем при работе с крупным бизнесом. У организаций, тем более крупных, есть своя кредитная история, внятная организационная структура, четкое управление финансами, которое можно проследить во времени, а оборот в основном «белый». «У ИП же все наоборот, — сетует Дмитрий Горизонтов. — Серьезный анализ финансово-хозяйственной деятельности у них не провести». Кроме того, в ходе сделки может неблагоприятно измениться положение дел у лизингополучателя или его поручителей.

i

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ — частное лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью. ИП принадлежит к субъектам малого предпринимательства и может регистрироваться без образования юридического лица.

Простой налог

Упрощенная система налогообложения освобождает индивидуальных предпринимателей от уплаты налога на доходы и имущество физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности и задействованного в ней имущества), а также единого социального налога. Организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ из-за границы. При применении УСН налогоплательщики уплачивают единый налог, рассчитанный по результатам их деятельности за определенный период. Переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется ИП добровольно.

Журнал «Финанс.» №27 (164) 17 — 23 июля 2006 — Компании
Наталья Логвинова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.