Об остроте нефтяной иглы

А много ли нефти? Обеспеченность России природными ресурсами вообще и топливно-энергетическими в частности является предметом многочисленных дискуссий. Международные сопоставления совокупных запасов нефти и газа показывают двойственную структуру нашего богатства.

Среди стран, обладающих большими запасами нефти, Россия занимает 7-е место. Нефти здесь больше примерно в два раза, чем в США, и в четыре раза, чем в Норвегии. При этом она значительно уступает арабским странам: запасы нефти Саудовской Аравии впятеро больше, Ирака, Кувейта, Объединенных Арабских Эмиратов и Ирана – приблизительно вдвое. Однако Россия – мировой лидер по запасам природного газа. И это обеспечивает ей лидерство по совокупным запасам нефти и газа.

Вместе с тем в расчете на душу населения Россия не входит и в десятку самых ресуросообеспеченных стран, занимая лишь 12-е место, а по отношению запасов нефти и газа к ВВП – 15-е. При поддержании уровня добычи на текущем уровне России хватит нефтегазовых запасов почти на 60 лет, при этом нефти осталось лишь на 20 лет. Более того, данные оценки не принимают во внимание качество нефти в разных странах. Этот фактор делает разрыв между Россией и арабскими странами по запасам еще более значительным, так как качество российской нефти ниже ближневосточной и, например, нигерийской. Urals торгуется с дисконтом примерно в 10% по отношению к сорту Brent.

Угрозы сырьевой зависимости. Хорошо или плохо, если значительная часть экономики приходится на сырьевые секторы? Во-первых, межстрановые сравнения подтверждают гипотезу о том, что значительная роль ресурсных секторов в экономике негативно сказывается на богатстве. Эмпирический анализ зависимости ВВП на душу населения от доли природных ресурсов в экспорте (контролируя показатели развитости стран и переходных экономик с помощью фиктивных переменных) по 130 странам свидетельствует о том, что доля сырья в экспорте имеет значимый отрицательный коэффициент.

Во-вторых, несмотря на то, что Россия не является членом ОПЕК, она не может проводить реально самостоятельную политику объемов поставок нефти на мировой рынок.

Низкие издержки позволяют участникам картеля быстро изменять уровень добычи нефти: они могут обвалить рынок, сбив цену ниже уровня затрат других производителей, все еще получая при этом прибыль. В России же себестоимость добычи барреля нефти колеблется от $5 до $10 (в странах Ближнего Востока – около $2).

В-третьих, в будущем спрос на природные ресурсы может резко сократиться. При замене нефти и газа на другие виды энергии произойдет снижение спроса на данный товар и соответственно падение цен. Классический пример гласит, что нефтяной шок 70-х привел к увеличению числа малолитражных автомобилей и падению спроса на топливо со стороны автовладельцев. Поэтому при оценке долгосрочных перспектив экономики следует принимать во внимание и эффекты замещения для спроса на самые ходовые сегодня энергоносители.

И, наконец, нельзя забывать о синдроме “голландской болезни”. При сохранении высоких цен на нефть и росте мирового спроса сырьевая российская экономика, безусловно, будет расти. Однако это грозит тем, что ресурсы (труд и капитал) будут перетекать в данный сектор промышленности. Так как добыча полезных ископаемых не предъявляет на данном этапе большого спроса на высокие технологии, спрос на человеческий капитал (образование, наука) будет сокращаться. В результате Россия все больше будет отставать по уровню развития науки и технологий.

Таким образом, в российской экономике развитие сырьевого сектора является определяющим условием роста в будущем. Такая тенденция крайне отрицательна для страны, которая хочет построить развитую диверсифицированную экономику.

При росте экспорта происходит улучшение условий торговли, что приводит к росту импорта и/или увеличению оттока капитала. В первом случае происходит укрепление национальной валюты и, следовательно, падение конкурентоспособности других экспортных товаров, сокращение производства. Во втором капитал просто вывозится из страны. Уже сейчас мы можем наблюдать негативные эффекты для экономики, связанные с высокими ценами на нефть и укреплением курса рубля. ЦБ, желая сдержать укрепление национальной валюты, стимулирует инфляцию.

Нефтяная зависимость: макроэкономика и экспорт. В оценках роли экспортно-ресурсных отраслей в российской экономике есть значительные расхождения между российскими официальными данными и расчетами международных экспертов. Основной причиной является трансфертное ценообразование, которое приводит к перераспределению значительной части добавленной стоимости в другие секторы экономики. Всемирный банк опубликовал в 2004 году свои расчеты, согласно которым доля нефтегазовой отрасли в ВВП России составляет более 21% в основных ценах. По данным российской статистики, она не превышает 9%. Если к нефтегазовой промышленности добавить другие сырьевые отрасли, такие как металлургия и лесная промышленность, то доля сырьевого сектора возрастет до трети ВВП.

Доля сырьевых товаров в российском экспорте составляет около 70%, причем экспорт нефти и нефтепродуктов достигает 45% всего экспорта, газа – 13%, металлов – 6%, древесины – 3%. Эти цифры говорят о значительной доле сырьевого экспорта в российском торговом балансе.

Межстрановый анализ показывает, что государства, наделенные большими запасами сырья, имеют значительную долю сырья в экспорте. Какое место занимает Россия в этой иерархии? Ответ на этот вопрос зависит от того, с кем ее сравнивать.

На фоне других стран Россия ведет достаточно консервативную политику экспорта энергоресурсов относительно своих запасов. Сопоставление крупных экспортеров нефти и газа свидетельствует о наличии двух групп стран. Первая – это страны, у которых доля нефти и газа в экспорте очень высока. К ним относятся либо ключевые экспортеры нефти Ближнего Востока, либо довольно бедные страны, такие как Габон, Ангола, Нигерия. Другая группа – это в основном более развитые государства: Канада, Аргентина, Австралия, Мексика. Россия значительно выделяется высокой долей нефти и газа в экспорте на фоне развитых стран, за исключением Норвегии, где доля сырьевого экспорта также велика. Однако стоит заметить, что относительно российских запасов доля экспорта нефти и газа не является высокой.

Так ли все плохо? Тенденция последних лет показывает возрастающую роль сырьевого экспорта. Темп роста добычи нефти превосходит темпы роста экономики, доля нефти и газа в экспорте растет, добыча газа также увеличивается. Положительных сдвигов в сторону диверсификации российской экономики не происходит. В результате ее зависимость от сырьевых секторов может возрасти, и все негативные эффекты этого проявятся в долгосрочной перспективе, особенно с сокращением запасов природных ресурсов.

С другой стороны, относительно размеров экономики Россия производит не так много нефти и газа и занимает лишь 18-е место среди ведущих стран-производителей (см. таблицу), а относительно запасов – не так уж и много экспортирует. Ее стратегия, возможно, является оптимальной при условии сохранения доли экспорта, и это обеспечит экономическое развитие на ближайшие как минимум 20-30 лет.

Таким образом, российская экономика сегодня является квазирентной, в ней пока удается сохранить баланс между сырьем и другими производствами. Последние мировые тенденции, связанные с резким ростом цен на нефть, привели к увеличению роли в ней сырьевого сектора. И правительство сегодня стоит перед выбором: следовать тенденциям роста роли сырья в экономике и получать сверхприбыль от высоких цен, пока это возможно, или развивать другие отрасли, чтобы быть реально экономически независимыми.

РЕЙТИНГ СТРАН ПО ОБЕСПЕЧЕННОСТИ НЕФТЬЮ И ГАЗОМ (2002 Г.)

Страна

Обеспеченность ресурсами, лет

Производство нефти и газа к ВВП, кг/$

Резервы на душу населения, млрд BTU/чел.

Доля нефтегазового экспорта, %

Катар

181

2,5

501

90

Иран

150

0,5

21

82

Ирак

139

1,8

30

96

Кувейт

135

2,6

272

91

ОАЭ

131

2

312

92

Саудовская Аравия

90

1,7

67

72

Венесуэла

75

1,4

24

86

Ливия

71

1,1

39

92

Россия

58

0,7

14

50

Нигерия

58

1

2

91

Алжир

39

0,8

7

97

Китай

33

0

0

2

Мексика

23

0,2

2

11

Норвегия

14

1,3

25

46

США

10

0,1

1

2

Источники: ЦБ РФ, International Trade Centre

Журнал «Финанс.» № 14 (104) 11-17 апреля 2005 – Государство
Илья Воробьев, Елена Шарипова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.