ВЛАДИМИР СОКОЛИН, председатель Госкомстата, признал, что достижение в этом году целевого уровня инфляции – 10% – будет “труднодостижимой планкой”. Госкомстат на днях объявит об уровне январской инфляции, но все прогнозы сводятся к тому, что цены вырастут больше чем на 2%.
Должны дать себя знать рубли, выплеснутые Центробанком на рынок в конце прошлого года. В декабре денежная база в широком определении выросла на 374 млрд рублей. Большая часть этих денег осела на счетах банков в ЦБ, однако и количество наличных денег в обращении – купюр и монет – увеличилось на 162 млрд рублей. Рост за декабрь составил 15%, что больше всей инфляции 2003 года. Эти деньги в отличие от “абсорбированных” ЦБ вполне способны разгонять цены. Но уже в этом году.
В этой связи нежелание многих розничных торговцев снижать цены в связи с отменой налога с продаж и уменьшением НДС до 18% можно трактовать двояко: цены как бы были снижены, но из-за увеличения количества дензнаков быстро вернулись на место. Без издержек на переписывание ценников.
Процесс продолжается. В четверг ЦБ объявил, что за короткий период с 16 по 23 января скупил еще $3,6 млрд. Отметим, что в начале прошлого года для того, чтобы собрать с рынка такой долларовый излишек, понадобилось полтора месяца. Рост золотовалютных резервов приятен, так как делает экономику стабильной, однако каждый купленный $1 млрд выражается в соответствующем росте рублевой ликвидности. А если растет предложение денег, то товаров на них можно приобрести все меньше. То есть происходит инфляция.
ЦБ попал в очень сложное положение. С одной стороны, декларируется, что главной целью монетарной политики является снижение инфляции. В этом году – до 8-10%. За этим процессом пристально следит гарант: за возможный сбой в показателе инфляции 2003 года чуть было не досталось главе Минэкономразвития Герману Грефу, который между тем Центробанку начальником не является. После этого инцидента финансовые чиновники напряглись: если за неполное удвоение ВВП их могут уволить только по итогам 2010 года, то за внеплановый рост цен – на целых шесть лет раньше. А Владимир Соколин, по сути, предупредил заранее: “Если что – я не виноват”.
С другой стороны, для удержания цен в заданных рамках ЦБ заинтересован в процессах, которые явно нежелательны для общества в широком определении. Часть из них приведена ниже.
1. -Резкое падение нефтяных цен. Это объективно невыгодно экономике в целом и федеральному бюджету в частности, но сдержит инфляцию. Если цены на нефть будут оставаться такими же высокими, в страну в 2004 году придет более $120 млрд только от экспорта нефти. Спроса все они не найдут, и ЦБ будет вынужден увеличивать денежную эмиссию. По прикидкам, которыми пользуется первый зампред ЦБ Олег Вьюгин, изменение среднегодовой цены на нефть всего на $1 за баррель дает соответствующий сдвиг платежного баланса на $2 млрд.
2. -Отток капитала и сдерживание инвестиций. Любые инвестиции в Россию приводят к росту денежной массы, а значит, способствуют инфляции. Отток – наоборот. Таким образом, ЦБ поможет еще пара “дел “ЮКОСа””. Также любые капиталы, взятые на Западе под несколько процентов годовых, будучи конвертированными в рубли и инвестированными, через некоторое время тоже подействуют на цены.
3. -Сдерживание роста реальных доходов населения. Эластичнее всего цены реагируют на появление денег у людей с самыми низкими доходами. Просто потому, что они непременно выбросят все вновь появляющиеся средства на потребительский рынок. Таким образом, ЦБ заинтересован в том, чтобы поступающие в экономику средства не доходили до населения, а оставались “на верхних этажах” экономики. Например, покупка нефтяной компанией импортного оборудования на показателе инфляции явно не скажется. Тем более что для этого ей и не придется продавать доллары.
4. -Укрепление рубля. Этот процесс вреден российским производителям, а для некоторых и вовсе пагубен.
5. -Рост импорта снижает положительное сальдо платежного баланса. Импортерам нужны доллары, их спрос помогает сдерживать эмиссию денег. Но рост импорта – это финансирование экономик других стран.
Другими словами, если ЦБ и правительство будут любой ценой сдерживать инфляцию, ни к чему хорошему это не приведет. Потому что инфляция – это не догма, а индикатор. Как температура двигателя. Если скорость высокая (7-процентный рост ВВП в 2003 году, баснословные цены на нефть и металлы, рост реальных доходов), двигатель не может оставаться холодным. Как говорят китайские товарищи: “Огонь в бумагу не завернешь”.
Журнал «Финанс.» № 4 (45) 2-8 февраля 2004 – Дорогие товарищи
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.