Буквально три-четыре месяца назад HR-менеджеры ломали голову, чем удержать или привлечь нужного специалиста. В ход шли обычно деньги – так называемым социальным пакетом никого уже не удивишь, в солидных и не очень конторах еще недавно он прилагался по умолчанию. Также по умолчанию он включал медицинскую страховку, зачастую с очень актуальной стоматологией.
Рынок ДМС динамично рос – в 2003–2007 гг. в среднем на 18% в год. Хотя по итогам прошлого года темпы замедлились – 15% при общих сборах 60,9 млрд рублей. Возможно, это были признаки насыщения. Но рынок получил новый повод для раскрутки – предполагалось, что дальнейшему его развитию поспособствуют поправки в Налоговый кодекс, вдвое увеличивающие расходы по ДМС, которые работодатель вправе относить на себестоимость продукции. А работодатель – это главный клиент.
ДМС традиционно развивается за счет корпоративного сегмента. Показательно соотношение в портфелях страховщиков доли взносов юридических и физических лиц. На первых приходится от 80% и выше. Работой в рознице пренебрегали и пренебрегают многие операторы – слишком высока убыточность. Ведь здесь клиент, как правило, уже готовый пациент – покупая страховку, он фактически приобретает медицинские услуги, которые ему необходимы прямо сейчас, надеется, что со скидкой. Розничный оборот по ДМС сосредоточился в основном в сегменте так называемых монополисов, когда страховщик выступает посредником при оказании платной медицинской помощи в конкретных клиниках. Отсюда довольно узкий ассортимент классических продуктов – в основном амбулаторное обслуживание.
Оценивать рентабельность ДМС логично по корпоративному бизнесу. В целом «медицина» относится к низкомаржинальным видам страхования. «Есть виды, в которых вероятность наступления страхового случая мала, но возможная выплата во много раз превышает премию. На коротком промежутке времени эти продукты показывают лучшую доходность. В структуре тарифа по ним существенный вес имеет рисковая надбавка. В корпоративном ДМС убытки легче прогнозируются, поэтому большую рисковую нагрузку закладывать не имеет смысла», – рассказывает руководитель управления медицинского страхования «АльфаСтрахования» Александр Лапунов. «Говорить о большой доходности ДМС нельзя в связи с высокой частотой страховых случаев. Но за счет равномерного распределения убытков в течение года, правильной тарифной политики достигается положительная рентабельность», – поясняет замглавы дирекции ДМС компании «Макс» Татьяна Горожанкина. По словам заместителя гендиректора компании «Ростра» Сослана Дзугаева, за счет взвешенной тарифной политики, грамотного андеррайтинга, разумного подхода к лечебным учреждениям доход оператора может достигать 15–20% от собранной премии. Руководитель отдела андеррайтинга департамента личного страхования
ПСГ «Основа» Сергей Васильев немного корректирует цифры: «Если взять все договоры ДМС, то убыточность каждого составляет от 70 до 150%, а если все взносы и убытки сложить и поделить, то мы выходим на среднюю убыточность в 90% с учетом всех издержек».
Низкомаржинальный бизнес зиждется на объемах. Но, прогнозируя их, страховщики сникли. «Если бы не кризис, то можно было бы ждать чуть ли не удвоения уже в ближайший год. Но в условиях неопределенности экономической ситуации мы скорректировали свой прогноз до 15%. Дальше будет видно», – говорит Александр Лапунов. Татьяна Горожанкина также отмечает, что кризис сведет на нет тот потенциал, который сулили налоговые послабления. А продакт-менеджер по личному страхованию СГ «Уралсиб» Мария Барсова ожидает в следующем году прирост не выше 8%. «Возможно, в 2009-м будет некоторое снижение в ДМС, максимум на 25% по отношению к 2008‑му в связи с банковским кризисом», – добавляет Сергей Васильев.
И без того сужающийся спрос продавит рост тарифов: рентабельность невысокая, пространство для ценовых маневров очень ограниченно, а темпы «медицинской» инфляции сейчас выше, чем обычной. «Ежегодно услуги лечебных учреждений дорожают на 15% и более», – свидетельствует Александр Лапунов. До недавних пор страховщикам удавалось ограничивать рост собственных тарифов 10% в год, Татьяна Горожанкина называет еще меньшие цифры – 5–7%. И это вполне объяснимо – на фоне нарастающих оборотов. Теперь инфляция едва прогнозируема, что ставит страховщиков в неловкое
положение: получают премию они сейчас, а оплачивать услуги придется в течение года, сколько они будут стоить – никто не знает. Впрочем, как утешает главный врач медицинского сообщества «Деталь» Алексей Юриков, на данном этапе финансовый кризис не должен сказаться на стоимости медицинских услуг, по крайней мере, напрямую: «Изменения могут быть вызваны лишь пересмотром цен поставщиками расходных материалов, а также коммунальных и арендных платежей». Есть, кстати, и кое-какие резервы, позволяющие страховым компаниям (а значит, и их клиентам) сэкономить. Прежде всего речь идет об усилении контроля над контрагентами из числа лечебных заведений. И хотя опрошенные «Ф.» специалисты утверждают, что практика «раскручивания на деньги» (назначение лишних обследований, анализов, процедур) уходит в прошлое, экспертам компаний есть к чему стремиться по прошествии тучных лет.
Страховщики все же пытаются найти в процессах, запущенных кризисом, положительные для рынка стороны. Некоторые полагают, что нынешняя ситуация поспособствует его оздоровлению. «На 1 января 2008 года ДМС занималось 450 страховщиков. Это беспрецедентно много. В Германии, где рынок медстрахования в десять раз больше российского, компаний в десять раз меньше. Логика этого бизнеса диктует потребность в обслуживании очень большого числа застрахованных. От мелких компаний никому нет пользы, даже их учредителям: эти операторы проедают свой капитал и деньги акционеров», – уверен директор департамента медицинского страхования «Ингосстраха» Михаил Копитайко.
Журнал «Финанс.» №41 (276) 03.11–09.11.2008 – Страхование
Марина Кадыкова
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.