Московские концерты в честь Рудольфа Нуриева проходят с некоторым запозданием: юбилей отмечали 17 марта, а десятилетие со дня смерти выпало и вовсе на 6 января. Уже отгремели пышные мемориальные торжества на сценах “Ла Скала”, “Гранд-Опера”, “Ковент-Гардена” и венского “Штаатсопер”, уже прошел особый гала-концерт в Монте-Карло, состоялись многочисленные выставки и кинопоказы… В главных же российских театрах день памяти как-то проигнорировали. К марту оправдалась Мариинка, завершив Международный фестиваль балета гала-концертом, посвященным великому танцовщику. Москва о Нуриеве вспоминает только теперь, причем с большим трудом: как стало известно журналу “Финанс.”, у проекта были проблемы с финансированием. “Это была тяжелая история, – рассказал нам продюсер фонда “Бриллианты мирового балета” Олег Шевчук. – Фактически концерт был инициативой организаторов: помощи со стороны каких-либо серьезных структур не последовало. Искусство балета, похоже, вызывает интерес только тогда, когда превращается в скандальную пиар-акцию. Нас сильно подвели спонсоры, и большую часть проекта нам пришлось финансировать из собственных средств”. Отчасти, правда, выручили англичане – лондонский Фонд Рудольфа Нуриева во главе с директором Джоном Тули, который хорошо знал танцора.
Из СССР Нуриев даже не эмигрировал – сбежал в 1961-м во время парижских гастролей Кировского театра, на сцене которого он тогда танцевал. История хорошо известна: в то время как вся труппа улетала из Парижа в Лондон, КГБ решил вернуть Нуриева домой – его поведение по советским меркам было просто скандальным. Он самовольно гулял по Парижу, общался с иностранцами, заводил многочисленных знакомых. Депортация означала конец карьеры: Нуриев понимал, что навсегда останется невыездным. До отлета оставалось не более двух часов, когда на помощь пришла его приятельница Клара Сенн. К Нуриеву, с двух сторон зажатому агентами КГБ, она подвела французских полицейских, в объятия которых он и кинулся, крича по-английски: “Я хочу остаться во Франции!” Так началась его мировая известность. Уже в октябре самая знаменитая балерина Лондона, 42-летняя Марго Фонтейн, пригласила его принять участие своем гала-концерте. В феврале 1962 года Нуриев подписывает контракт с Лондонским королевским балетом, а Фонтейн становится его партнершей на ближайшие десять лет.
Звезд “Ковент-Гардена” на концерте, к сожалению, не предвидится, зато будут солисты Парижской оперы. Аньес Летестю и Жозе Мартинес станцуют свою версию “Копелии” Делиба и отрывок из третьего акта “Лебединого озера” в хореографии Нуриева. Кстати, Аньес Летестю была знакома с Рудольфом еще со времен своей работы в кордебалете (в 1985-м он стал художественным руководителем “Гранд-Опера”). Именно Нуриев настоял на том, чтобы молодой балерине доверили роль Гамзатти в “Баядерке” – тогда это вызвало настоящий скандал.
Солисты Венской оперы Симона Нойа и Джузеппе Пиконе также выбрали “нуриевский” репертуар: они станцуют па-де-де все из того же “Лебединого озера”. Со стороны Датского Королевского балета выступят Мари-Пьер Грев и Алексей Ратманский (после нового года он возглавит балетную труппу Большого театра). Ирина Дворовенко и Максим Белоцерковский представят Американский балетный театр, а Лорена Фейхо и Юрий Посохов – Балет Сан-Франциско. Не обойтись и без столичных звезд: от Большого делегированы Илзе Лиепа, Марк Перетокин и Сергей Филин.
Но главной фигурой этого действа, конечно, станет Шарль Жюд, ныне возглавляющий Балет Бордо, а в 80-х годах танцевавший в театре “Гранд-Опера”. “Будучи одним из близких друзей Нуриева, Шарль Жюд сразу же откликнулся на наше приглашение, посчитав своим долгом приехать в Москву”, – рассказал журналу “Финанс.” Олег Шевчук. В российскую столицу Жюд привезет знаменитый балет “Паваны мавра” хореографа Хосе Лимона, в котором он когда-то танцевал с Нуриевым. Познакомились они еще в 1969-м: Рудольф увидел его на пляже в Эзе и пожелал быть представленным молодому танцовщику с привлекательной азиатской внешностью. От приглашения на ланч Шарль тогда отказался, и следующая их встреча состоялась лишь через четыре года. Талантливым юношей предпочитающий мужчин Нуриев увлекся не на шутку, и все же ему пришлось согласиться на крепкую дружбу. Рудольф всячески опекал Шарля, который был младше его на 15 лет, дарил ему роли в ведущих балетах, а незадолго до смерти сделал Жюда наследником своих спектаклей.
Но не балетом единым будут вспоминать в Москве Рудольфа Нуриева. Фильмотека Танца Парижа представит видеокадры, смонтированные в эксклюзивный 20-минутный фильм: Нуриев на репетиции, Нуриев в “Раймонде”, Нуриев с Марго Фонтейн… И возможно, гениального танцовщика, невыносимого эксцентрика и баловня публики Москва узнает немного лучше. l
Журнал «Финанс.» № 31 (13-19 октября 2003) – Отдых
Юлия Гордиенко
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.