Александр Смоленский о своих способностях всегда был самого высокого мнения. Об этом ясно говорят некоторые его цитаты: “Активы вот здесь – в башке сидят”, “Много знать и думать – в этом моя работа” и многие другие. В силу этого банкир в достаточно резкой форме отвергал предположения, что в крахе “СБС-Агро-1998” есть и его вина как собственника и менеджера. По мнению Александра Смоленского, проблемы “СБС-Агро” в результате кризиса были связаны исключительно с государственной политикой: банк держал пакет ГКО и валютных облигаций Минфина, хеджировал валютные риски иностранцев, надеясь на то, что правительство и ЦБ удержат валютный коридор, после кризиса надеялся на стабилизационный кредит ЦБ и т. д. В итоге все эти действия обернулись против банка.
Оппоненты же из числа кредиторов и регуляторов банковского рынка считают, что дефолт лишь усугубил проблемы “СБС-Агро”, имевшего много дорогих вкладов и не самый лучший менеджмент. Принимать как первую, так и вторую точку зрения означает излишне упрощать ситуацию. Видимо, отчасти правы и Александр Смоленский, и его обвинители.
После кризиса у “СБС-Агро” остались неисполненные обязательства как перед российскими вкладчиками и компаниями, так и перед международными кредиторами на сумму порядка $2 млрд. Для сравнения: эта сумма примерно соответствует нынешнему капиталу Внешторгбанка. И каково было изумление банковского сообщества, когда Александр Смоленский, которому угрожали как уголовными делами, так и чуть ли не физической расправой, начал строить новый розничный бизнес на базе филиальной сети “СБС-Агро”.
Надо отдать должное его организаторскому таланту: новый бизнес действительно был построен и работает до сих пор под вывеской “О.В.К.”. Правда, финансовые итоги работы банковской группы оказались достаточно скромными. Суммарные активы всех шести банков группы “О.В.К.” составляют всего 14,1 млрд рублей (на 1 апреля 2003 года). Лидер группы – банк “1 О.В.К.”, работающий главным образом на рынке Москвы, на 1 июля привлек депозиты частных лиц всего на 2,1 млрд рублей – гораздо меньше не только московских грандов, но и многих региональных банков. И это при том, что в столице “О.В.К.” имеет самую большую после Сбербанка сеть, предлагает хорошие условия по вкладам (16,5% годовых по вкладам в рублях при падающем курсе доллара) и не чужд самым передовым банковским технологиям. В частности, “О.В.К.” – один из лидеров в области интернет-банкинга для частных лиц (обзор на эту тему см. на стр. 51). Кроме того, недавно банк объявил, что несколько его отделений приступили к круглосуточной работе. (Правда, при первой и единственной попытке проверить это журнал “Финанс.” столкнулся с закрытой дверью и табличкой “Технический перерыв”.) Но при всей своей “розничности” по количеству частных денег “1 О.В.К.” в 6-7 раз уступает “оптовому” Росбанку (опорный банк “Интерроса”), у которого в Москве порядка 10 офисов.
Развиваться группе “О.В.К.” не давал скандальный шлейф “СБС-Агро” и его основателя Александра Смоленского. Деньги любят тишину, а вокруг него она появлялась редко. Поэтому решение о продаже бизнеса оказалось единственно верным, тем более что “Интеррос” явно переплатил за сеть “О.В.К.”.
Перед уходом с банковской сцены Александр Смоленский вывел на рынок еще один брэнд. Это его 22-летний сын Николай Смоленский, который 9 июня занял пост председателя совета директоров банков группы “О.В.К.”. Несмотря на то что вопрос о продаже бизнеса “Интерросу” был почти решенным, новоиспеченный банкир поделился своими планами по развитию группы: довести число отделений до 1500, а число клиентов через 7-10 лет – до 10 млн. В самоуверенности сын не отстал от отца: “Я не хотел бы, чтобы банк занимал долю более 30% на розничном рынке” и “Нам больше интересно стратегическое партнерство, чем продажа”.
Реализовывать планы Николая Смоленского будут уже менеджеры “Интерроса”. Они заявили, что будет создана новая финансовая группа в составе Росбанка, группы “О.В.К.”, страховой группы “Согласие”, пенсионного фонда “Интеррос-достоинство” и процессинговой компании UCS. Консультантом по построению бизнеса финансовой группы станет один из крупных международных банков.
Будет розничная сеть работать под брэндом Росбанка или “О.В.К.”, в “Интерросе” еще не решили. Мировой опыт показывает, что банковские группы нередко используют разные брэнды, но редко делят рынок по принципу “обслуживание физических/юридических лиц”. Брэнды чаще различаются по регионам (купленные в других странах банки могут продолжать работать под своим именем) или по узким секторам рынка (например, услуги инвестиционного банкинга или управления состояниями банки оказывают под обособленными брэндами).
Параллельное развитие двух банковских брэндов “О.В.К.” и Росбанка может оказаться непозволительной роскошью. В этом случае целесообразным представляется отказ от брэнда “О.В.К.” как от марки с несколько запятнанной репутацией.
Журнал «Финанс.» № 21 (04-10 август 2003) – Главное
Олег Анисимов
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.