ДОСЬЕ. Юрий Грозненский. 35 лет. На фондовом рынке с 1995 года. Карьерный путь: частный трейдер, IT-специалист и заместитель директора финансовой компании, предприниматель, журналист. Сейчас торгует мало, предпочитает подход на базе механических торговых систем.
«В не столь давние времена существовала категория игроков, которая газет не читала, по финансово-экономическим сайтам не ходила, зато пристально смотрела в терминал «классического» РТС. «Стакан» не был анонимным, в нем присутствовал дополнительный столбец, где напротив заявки был указан код ее хозяина. По ним-то сразу становилось понятно, чьи «биды» и «оферы» выставлены и кому звонить (тогда о сделках договаривались по телефону).
TROYM («Тройка Диалог») всегда держала двухсторонние котировки, и поэтому ее заявки не представляли интерес для наблюдателя. А вот появление кодов типа RENCM («Ренессанс Капитал»), BUBSW (Brunswick) или CSFB (CS First Boston) в покупке или продаже вызывало у игроков энтузиазм. Причина простая. Трейдеры того поколения хорошо помнили о том, как в середине 90-х иностранцы «пылесосили» рынок. Слухи о том, что Nomura Securities идет покупать акции «Мосэнерго», вызывали скачки на десятки процентов. Но Nomura, кажется, в Россию так и не пришла. Кстати, не все сигналы можно было толковать однозначно. Например, «Бостон» мог выставить «бид» в РТС, а сам в это время продавать бумагу на ММВБ. После продажи «бид» снимался, цены проседали, и это означало, что народ «развели как кроликов». В общем, индикатор был сложен в толковании. Тем временем укоренялось житейское представление о том, что движением цен заправляет «крупняк».
За кадром. Возвращаясь к нынешним временам, к теме освещения в СМИ процессов на фондовом рынке, хочется отметить, что у журналистов для расспросов «экспертов» не хватает именно понимания того, кто делает рынок. Часто все сваливают на иностранных инвесторов, и в какой-то мере это оправданно: они по-прежнему оперируют большими объемами. Но в основном приходится сталкиваться со стереотипами.
И вероятно, тот, кто отвечает на вопрос журналиста, часто оказывается ведомым тенденцией, формируемой не им. Это не плохо и не хорошо, это обусловлено стилем торговли, объемами имеющихся ресурсов и поставленными целями. Опрошенным «экспертом» может быть праздный аналитик или же трейдер, который сам совершает сделки на рынке, но ему по большому счету все равно, почему цены двигаются в ту или иную сторону. Он торгует по тенденции. Его задача определить по неким формальным признакам или с помощью интуиции направление тенденции, открыть позицию и держать ее до тех пор, пока не произойдет разворот тренда. Признаки перелома воспринимаются также субъективно.
Вся эта лирика на грани ликбеза была нужна для того, чтобы сформулировать простую мысль: брокер/эксперт может только гадать о том, куда пойдет рынок, используя свой опыт. А «большие парни», о рассуждениях которых можно лишь предполагать, остаются за кадром.
Все повторяется. В поисках информации, связанной с падением мировых рынков, довелось прочитать одну ретроспективную статью о том, как в 1985 году тогда еще «большая шестерка» (за исключением Канады) договорилась о девальвации американского доллара. Мир был спасен, но из-за укрепления иены сильно пострадала Япония.
Сегодня смотреть на макроэкономические данные США и ругаться у нас уже стало традицией: все знают и о дефиците торгового баланса, и о бюджетном дефиците. Вывод «эксперты» делают простой: доллар США слишком дорогой и его необходимо девальвировать на 20-40%. Однако ценой собственного благополучия спасать мир не хочет Европа, для здоровья которой слишком дорогой евро вреден. Китай, на который оказывается давление, также устраивает заниженный курс юаня.
Ситуация напоминает Россию 1998 года. Дорогая национальная валюта, бюджетный дефицит, рецессия в местной экономике вследствие дешевого импорта. Инсайдеры тогда выводили деньги из ГКО в иностранную валюту или реструктурировали их в валютные облигации – государство накануне дефолта провело такую акцию для «бедных».
В 1985 году странам G6 договориться удалось, причем условия были оглашены публично. Но сейчас есть Евросоюз, Россия и Китай, золотовалютные резервы которого чудовищны по размерам. Если США проработали некий план «мягкой посадки доллара», надеясь воздействовать на Китай нерыночными методами, то, возможно, в этом принимает участие Россия.
«Ф.» благодарит компанию «Финам» за помощь в подготовке материала.Ваши истории присылайте по адресу letters@finansmag.ru
Журнал «Финанс.» № 35 (172) 11-17 сентября 2006 – Финансовые рынки
Юрий Грозненский
Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.