Корпоративная сотня

Крупная промышленность традиционно играла ключевую роль в экономике регионов, объединенных в Уральский федеральный округ. От нее всецело зависело благополучие целых городов, население которых при существовании Советского Союза было жестко встроено в отраслевую систему разделения труда.

За последние годы ситуация не претерпела никакого изменения. Несмотря на достаточно бурное развитие малого и среднего бизнеса, позиции крупных компаний лишь усилились. Благоприятная экспортная конъюнктура и отраслевая консолидация позволяют им поддерживать более высокие темпы роста, чем малому и среднему бизнесу. Минувший 2005 год в данном случае не стал исключением, о чем наглядно свидетельствует рейтинг крупнейших компаний Уральского федерального округа от журнала «Финанс.».

Быть или не быть. С учетом всех необходимых корректировок, девальвирующих основные факторы несопоставимости (прежде всего консолидацию и реорганизацию компаний), выручка 100 крупнейших компаний округа в минувшем году выросла на 31%, в полтора раза обогнав номинальные темпы роста валового регионального продукта (ВРП). Чистая прибыль крупнейших компаний Уральского федерального округа росла еще более быстрыми темпами. В 2005 году они заработали на 68,5% больше, чем годом раньше, а средняя рентабельность достигла максимального за последние годы значения — почти 13%. Опережающее развитие крупного бизнеса в УрФО связано не только с высокими ценами на углеводороды и металлы, но и массовым присутствием на территории округа крупнейших российских корпораций, которые активно расширяют масштабы своей деятельности, поглощая независимых производителей и реализуя крупные инвестиционные проекты. Ровно половина из двадцати крупнейших компаний России своим благополучием напрямую обязаны Уральскому федеральному округу.

Прежде всего это, естественно, касается нефтегазовой промышленности. Так, лишь благодаря поглощению находящегося в УрФО «Юганскнефтегаза» «Роснефти» удалось в кратчайшие сроки резко улучшить свои финансовые показатели и стать одним из лидеров российского ТЭКа. Фактически все ведущие нефтегазовые компании, за исключением «Татнефти» и «Башнефти», имеют мощную производственную базу на территории округа. Более того, головные структуры сразу трех из них — ТНК-ВР, «Сургутнефтегаза» и «Новатэка» — зарегистрированы именно здесь. ТНК-ВР, прочно занимающая первое место в рейтинге, местом своей дислокации выбрала Тюменскую область, прежний лидер рейтинга «Сургутнефтегаз» — ХМАО, а «Новатэк» — ЯНАО. Компанию им в верхней части рейтинга составляют самые успешные «дочки» «Лукойла» («Лукойл — Западная Сибирь»), «Газпрома» («Тюментрансгаз»), «Славнефти» («Славнефть — Мегионнефтегаз») и «Газпромнефти» («Ноябрьскнефтегаз»).

Схожая ситуация в металлургии. Количество независимых игроков в отрасли стабильно снижается, а ведущие позиции в рейтинге занимают компании с размытой региональной принадлежностью: Магнитогорский металлургический комбинат (5-е место), УГМК (10-е место), Нижнетагильский металлургический комбинат (12-е место) и Челябинский металлургический комбинат (15-е место).

В целом на долю головных и дочерних компаний крупных российских корпораций приходится 65 из 100 позиций в первой сотне рейтинга и около 90% совокупной выручки.

Привкус нефти. Фактически отсутствовавший по итогам 2004 года контраст в темпах роста между нефтегазовыми и металлургическими компаниями в минувшем году достаточно четко дал о себе знать. Отраслевой разрез жестко фиксирует нефтяной привкус экономического роста на территории УрФО. Нефтегазовый сектор, на долю которого приходится 60% выручки 100 крупнейших компаний округа, обеспечил 73% ее прироста в 2005 году. Металлургия же, напротив, внесла непропорционально меньший вклад в прирост общей выручки — 11% при доле в 13%.

Угнаться за нефтянкой в минувшем году не смогли ни одна другая отрасль или сектор экономики Уральского округа. Даже те из них, кто напрямую связан с бурно растущим внутренним рынком, показали существенно более низкие темпы роста, чем нефтегазовая промышленность и смежные с ней виды деятельности.

С одной стороны, это, конечно, позволяет говорить о значительном потенциале роста, однако с другой — свидетельствует о закреплении долгосрочного тренда, углубляющего разрыв между нефтегазовым комплексом и всеми остальными отраслями и секторами экономики. Несмотря на максимальную концентрацию крупных и успешных компаний на территории округа, их развитие мало чем отличается от многих других регионов страны.

Отчасти это связано с действующей в РФ налоговой и бюджетной политикой — высоким уровнем налогообложения нефтегазовой промышленности и последующим перераспределением ресурсов на различные уровни бюджетной системы. Отчасти с «фактором» Москвы, перетянувшей на себя управленческие функции и развитие «новой экономики».

Однако основная причина кроется все же в отсутствии на территории округа механизмов перераспределения финансовых потоков. Уровень оплаты труда в нефтегазовой промышленности и металлургии хоть и превышает среднюю заработную плату в целом по стране, но в реальности этот разрыв не настолько высок, чтобы обеспечить фундаментальное развитие внутреннего рынка. Между тем степень интеграции нефтегазовой промышленности и металлургии с другими отраслями округа находится на достаточно низком уровне и не может поддерживать в них аналогичные темпы роста.

Журнал «Финанс.» №47 (184) 4 — 10 декабря, 2006 — Финансы урфо
Андрей Блинов

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.