Сам себе арендатор

Традиционный лизинг предполагает, что в сделке участвуют три стороны: поставщик оборудования, лизинговая компания, которая его покупает (лизингодатель), и клиент, который получает оборудование (лизингополучатель). Возвратный лизинг (ВЛ) отличается от классического тем, что поставщик оборудования и лизингополучатель представляют собой одно лицо, то есть в сделке участвуют всего две организации: предприятие продает свое имущество лизинговой компании, а потом его же арендует. Данная схема позволяет фирме получить долгосрочные средства, необходимые для финансирования других операций.

Разумная экономия. Преимущество ВЛ перед традиционным лизингом заключается в нецелевом использовании средств: классическая схема позволяет арендовать конкретное оборудование, а при возвратной компания получает деньги и может использовать их по своему усмотрению. Еще один плюс ВЛ – он не требует отвлекать собственные средства, так как производится зачет взаимных требований партнеров. При прямом же лизинге клиент должен оплатить за свой счет 15 – 30% от стоимости оборудования.

Возвратный лизинг может использоваться для финансирования любых операций. Допустим, клиент хочет модернизировать производство, для чего ему требуется получить оборудование по классической лизинговой схеме. Если средств на авансовый платеж нет, их можно получить по схеме ВЛ за счет продажи основных фондов. Начальник кредитного отдела компании «Европлан» Павел Козлов рассказал «Ф.», как одному из его клиентов нужно было купить новое здание: «Участвовать в приобретении этого объекта мы не могли, поскольку не все документы были оформлены в соответствии с законом, поэтому мы предложили клиенту выкуп уже имеющейся у него недвижимости и выделили под нее деньги». Их можно использовать как угодно: например, оплатить первоначальный взнос в банке при получении кредита.

Лизинговое финансирование доступнее, чем кредитное, ведь оборудование остается в собственности лизингодателя, поэтому сделка является менее рискованной. Кроме того, финансовая аренда позволяет легально экономить на налогах. За счет ускоренной амортизации оборудования налог на имущество уменьшается примерно в три раза, а все лизинговые платежи относятся на себестоимость продукции, что сокращает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. По оценкам специалистов, используя схему ВЛ, компания может сэкономить на налогах 3 – 4% от стоимости имущества. Услуги лизинговых компаний обходятся дороже банков на 2 – 3 процентных пункта, но на практике по сравнению с займами экономия средств за счет налоговых льгот составит 15 – 20%.

Однако, несмотря на все преимущества, рынок возвратного лизинга в России пока развит слабо. Клиенты настороженно относятся к подобной услуге из – за боязни потерять свое имущество, предпочитая аренде более привычные банковские кредиты. Кроме того, при оформлении сделок стороны сталкиваются с рядом серьезных проблем.

Оценочные трудности. При использовании схем возвратного лизинга продаются основные средства предприятий (оборудование или недвижимость). Перед тем как выкупить имущество у клиента, компания должна его оценить. Сложность заключается в том, что стоимость основных средств, указанная в балансе, обычно сильно отличается от реальной, то есть рыночной. «В Европе нет таких проблем, там рыночная стоимость адекватна балансовой и купить, например, недвижимость можно совершенно легально», – отмечает гендиректор компании «Зест» Андрей Пушкарев.

«Вопросы регистрации собственности у российских предприятий, особенно крупных, зачастую не отрегулированы должным образом: либо не все основные фонды поставлены на инвентарный учет, либо учтены не должным образом», – утверждает финансовый директор компании «ВКМ – лизинг» Денис Махов. К примеру, при проведении ревизии активов может выясниться, что организации принадлежит цех размером 600 кв. метров, а зарегистрированная производственная площадь составляет 400 кв. метров, так как оформление проводилось в момент постройки основного здания, а последующие расширения не учитывались.

По мнению директора департамента кредитных операций Инвестторгбанка Сергея Лягина, для лизинговой компании процесс оценки очень важен, поскольку она рискует получить актив по завышенной цене. Оценкой обычно занимаются специальные отделы, которые проводят анализ состояния того или иного объекта, сравнивают его с аналогами на рынке, делают заключение по ликвидности. «Чтобы застраховаться от потерь, лизингодатель должен тщательно изучать документы, представленные клиентом», – добавляет директор компании «Парекс Лизинг» Эдуард Лапковский.

Не все покупается. После проведения сделок ВЛ между лизингодателем и его клиентом заключаются два договора – по купле – продаже имущества и сдаче его в аренду. Оба документа подписываются одновременно, что исключает возможность оставить партнеров без оборудования или средств.

Однако не все основные средства могут стать предметом ВЛ. Прежде всего это касается имущества, которое находится в залоге, – предприятие не имеет права его продать. Поэтому для многих отечественных производителей, которые активно пользуются кредитами, возвратный лизинг недоступен, так как практически все активы у них заложены.

При возвратном лизинге недвижимости возникают дополнительные проблемы. Согласно федеральному закону о лизинге, земельные участки не могут являться предметом сделки. С другой стороны, в соответствии с Гражданским кодексом РФ покупатель недвижимости обязан также приобрести или арендовать территорию, на которой расположено здание. Выходит, что лизинговая компания должна купить землю, но сдавать ее в лизинг она не имеет права. Законодательные коллизии обходятся двумя способами – участок либо покупается и передается в обычную аренду, либо арендуется и передается в субаренду.

Иногда земля выкупается по условной цене. «Иногда мы определяем стоимость участка в зависимости от объекта и приобретаем его, – поясняет Павел Козлов. – Например, если недвижимость стоит около $1 млн, то участок оценивается в $5 – 10 тыс. По окончании срока лизингового договора проводится обратная операция».

При сделках с недвижимостью необходимо проводить тщательную экспертизу юридических документов. Нередко документы, связанные с продажей здания клиенту его предыдущими владельцами, содержат ошибки, из-за чего сделка может оказаться недействительной. В обычных ситуациях лизинг недвижимости выгоден для предприятий, поскольку предоставляет им возможность получить значительную сумму средств на длительный срок. «Договоры по возвратному лизингу оборудования заключаются максимум на три года, а если предметом сделки выступает недвижимость, срок увеличивается до пяти лет», – отмечает Павел Козлов.

При этом просто продать здание для предприятия может оказаться сложнее, чем воспользоваться лизинговой схемой. Так, если стоимость какого – либо объекта, принадлежащего фирме, превышает 10% от всей суммы ее необоротных активов, для реализации требуется получить разрешение антимонопольных органов. Процесс согласования может занять неопределенно долгий срок. «При возвратном лизинге клиент получит необходимые средства намного быстрее», – утверждает Павел Козлов.

Налоговый соблазн. Лизинговая компания оплачивает НДС дважды: при приобретении оборудования и при получении платежей от предприятия, поэтому фирма может претендовать на налоговые вычеты. Либо НДС уменьшается на сумму уже сделанных выплат, либо (если платеж уже совершен) часть налога возвращается обратно. Между тем фискалы могут признать сделку ВЛ экономически необоснованной, посчитав, что ее главная цель – уменьшение налогооблагаемой базы лизингополучателя. «В этом случае компании могут отказать в налоговых вычетах и возмещении НДС», – говорит ведущий менеджер проектов «Промсвязьлизинга» Андрей Скляренко.

Если налоговые послабления уже получены, их могут потребовать компенсировать с учетом штрафов и пеней. Что же касается клиента, то ему придется полностью рассчитаться с лизингодателем, компенсировав все его затраты по сделке (с учетом недополученных процентов), после чего оборудование возвращается прежнему владельцу и он теряет право на ускоренную амортизацию и уменьшение налогооблагаемой базы. При отсутствии средств для расчетов последствия для лизингополучателя могут быть очень плачевными, например банкротство.

Особенно рискуют фирмы, пользующиеся «серыми» схемами. В этом случае оплата приобретенного оборудования производится не «живыми» деньгами, а, например, векселем «дружественной» лизинговой компании. В принципе такая практика не противоречит закону, однако противоречит самой сути услуги ВЛ, ведь клиент не получает средства, пригодные для финансирования, так как векселя «карманных» компаний никому не нужны и продать их сложно.

Однако, по словам Андрея Скляренко, на практике экономическую нецелесообразность возвратного лизинга доказать сложно. «При добросовестном и аргументированном обосновании он имеет право на существование», – соглашается Эдуард Лапковский. С другой стороны, известны случаи, когда лизинговой компании все же приходилось доказывать свою правоту в суде, оспаривая предписания фискалов. «Мы судимся уже во второй инстанции – первая вынесла решение не в нашу пользу», – признался Андрей Пушкарев, отказавшись сообщить подробности инцидента, лишь отметив, что компания консультировалась со специалистами, которые признали ее позицию правомерной, но пока это не помогло «узаконить» сделку.

Журнал «Финанс.» № 34 (124) 19 – 25 сентября 2005 № 34 (124) – Компании
Наталья Логвинова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.