Балансируя на балансе

В 2005 году Светлана С. застраховала каско машины в компании «Коместра-Центр». В выборе страховщика решающую роль сыграла цена – тариф существенно ниже, чем в других компаниях, к тому же знакомый агент предложил скидку в 20%. В августе в результате небольшой аварии у машины помялся бампер. «Эксперт компании оценил ущерб лишь в 3 тыс. рублей и сказал, что я могу получить деньги после 19 сентября, – вспоминает Светлана. – В назначенный день я приехала в головной офис на Бакунинской улице, но там мне сказали, что компания переехала в Кемерово. Через знакомых я нашла телефон ее нового офиса. Выяснилось, что правопреемником «Коместра-Центра» является некий «Промэнергоресурс». Звонила много раз, меня отсылали то к одному, то к другому сотруднику. В конце концов удалось дозвониться до помощника гендиректора компании, тогда им был Владимир Абызов. Помощник посоветовал обратиться в суд, дескать, «Коместру» собираются банкротить. Но я поняла: овчинка выделки не стоит, никто ничего мне не возместит. Более того, знакомый агент сказал, что им так и не выплатили агентское вознаграждение».

Судьба «Коместры», у которой отозвали лицензию 3 ноября 2005 года, закономерна для компаний, привлекающих клиентов низкими тарифами. Незадолго до нее, весной 2005-го, с не меньшим треском рынок покинула группа «Авест». Примерно тогда же в Петербурге закрылся офис компании «Доверие». Заслуживает внимания поведение топ-менеджеров этих страховщиков. Так, исполнительный директор «Коместра-Центра» Игорь Украинский приобрел компанию «Фиделити-Резерв», якобы для того, чтобы помочь обманутым клиентам своего прежнего работодателя. Но уже в декабре 2005 года новое детище Игоря Украинского лишилось лицензии со стандартной формулировкой «за невыполнение предписаний». Гендиректор компании «Авест-Классик» Алексей Степанов незадолго до отзыва лицензии успел переименовать страховщика, дав ему название «Марплл», и в сжатые сроки переехал в новое помещение. А гендиректор «Доверия» Виктор Рудницкий попросту уволил весь персонал, повесил на двери амбарный замок и покинул офис в неизвестном направлении.

Не гонялся бы ты за дешевизной. Поначалу все выглядит более чем пристойно: компания собирает премию, расширяет клиентскую базу, платит по своим обязательствам. Но по прошествии сравнительно короткого отрезка времени деньги подходят к концу, а количество страховых случаев все растет. Начинается затягивание сроков урегулирования убытков, сначала крупных, а потом и всех остальных. Чтобы обеспечить хоть какую-то финансовую подпитку, страховщик еще больше снижает тариф. Все поступающие деньги практически сразу идут на выплаты – это называется «работать с колес». «Тариф ниже рыночной стоимости – это демпинг. Его практикуют в основном небольшие компании, подрывающие рынок, которые, возможно, в скором времени его и покинут», – комментируют специалисты «Ингосстраха».

Кстати, предложения того же каско по ценам намного ниже средних встречаются и сегодня. Чаще всего они сопровождают программы автокредитования, и поскольку банки проводят их с аффилированными страховщиками, это больше напоминает перекладывание денег из кармана в карман, удачно замаскированное под «сильный» маркетинговый ход. Но встречаются и чисто страховые продукты. К примеру, телезнаток Александр Друзь рекламирует автокаско Первой страховой компании (ПСК) с тарифом 4,7%, то есть примерно вдвое ниже, чем у ведущих операторов рынка. «Знатоки умеют считать. А вы?» – вопрошают потенциальных клиентов авторы слогана. При детальном изучении этого предложения корреспондент «Ф.» выяснил, что воспользоваться услугами компании по столь низким расценкам могут лишь владельцы Peugeot 407 и Mazda 6. «Приятно, что заметили, – отвечает на вопросы «Ф.» вице-президент ПСК Николай Маркаров. – Насчет «вдвое ниже рынка» – это преувеличение. Реальное снижение составляет 20–25%, что для офисных продаж по неугоняемым моделям вполне приемлемо. Но дело даже не в этом. Если вы думаете, что у нас выстроилась очередь владельцев «пежо» и «мазд», готовых пустить нас по миру, вы ошибаетесь. Во многом это имиджевая реклама молодого брэнда. Если же говорить вообще о сравнении тарифов разных компаний, то, чтобы сделать это корректно, следует учесть массу нюансов». Корреспондент «Ф.» попросил агентов ПСК рассчитать стоимость каско для машины Toyota Corolla 2005 года выпуска: с учетом агентской скидки вышло 6,38% от страховой суммы против 10–12% у компаний – лидеров автострахования.

«Как происходит образование демпинговых тарифов в страховании? Очень просто: компания ставит цену за полис немного ниже принятого в том или ином сегменте уровня, – раскрывает чужие секреты руководитель центра стратегических исследований «Росгосстраха» Алексей Зубец. – При этом цена зачастую оказывается еще и ниже себестоимости, поэтому компания работает в ущерб себе. Неоправданно низкие тарифы должны вызывать у страхователя сомнения в надежности страховщика».

Первичный анализ. Разумеется, не только низкие тарифы доводят страховщиков до разорения. Участие в «схемной» деятельности, неумение работать с резервами, дутые капиталы – все это грозит повлечь за собой отзыв лицензии, что для клиентов почти всегда означает потерю денег.

Методика определения финансовой устойчивости, которую используют рейтинговые агентства, требует сложного и длительного анализа финансовых показателей компании, ее репутации на рынке, практики урегулирования убытков, квалификации топ-менеджеров. «Платежеспособность складывается в первую очередь из правильной тарификации и формирования сбалансированного страхового портфеля, – подводит теоретическую базу заместитель гендиректора «Ингосстраха» Константин Соколов. – Далее следует упомянуть такие факторы, как точная оценка страховых резервов и их обеспечение адекватными активами. При этом их структура определяется в основном инвестиционной политикой и политикой в области перестрахования». Особое внимание Константин Соколов обращает на достаточность собственных средств, которую характеризуют как отраженный в балансе номинальный капитал, так и его реальное наполнение активами.

Ведущий консультант отдела консалтинга АКГ «Финэкспертиза» Алена Яковлева переводит разговор в практическую плоскость: «Любая страховая компания является публичной организацией, а потому обязана обнародовать свою финансовую отчетность, которую зачастую можно найти на сайте оператора. Изучая ее, следует обратить внимание на величину активов страховщика. Если она меньше 200 млн рублей, стоит задуматься о его надежности. Если активы не превышают 50 млн рублей, ему вообще лучше не доверять свою защиту». Старший менеджер департамента финансового и управленческого консультирования компании «Нексиа Пачоли» Андрей Мещеряков рекомендует взглянуть на соотношение выплат и поступлений по одному виду страхования у нескольких компаний за последние годы: «Это основной показатель, который характеризует способность и желание страховщика возмещать клиенту убытки».

«Для первичной оценки платежеспособности страховой компании мы советуем взять ее баланс, отчет о прибылях и убытках и посмотреть на три параметра: структура прибыли, структура активов и объем капитала, – говорит младший директор в страховой аналитической группе Fitch Ratings Анастасия Воронкова. – Хорошо, когда компания стабильно на протяжении нескольких лет получает прибыль как от страховой, так и от инвестиционной деятельности (строки отчета о прибылях и убытках 70, 170 и 180–190), а также чистую прибыль (300). Хорошо, когда в структуре активов высока доля ликвидных инструментов, к которым прежде всего относятся денежные средства, депозиты в банках, государственные ценные бумаги (строки баланса 260, 142, 141). Наконец, чем больше капитал (раздел II баланса), тем, как правило, выше финансовая устойчивость компании. Однако для получения точной оценки надежности оператора необходимо провести гораздо более сложный анализ, чем и занимаются рейтинговые агентства».

ЖЕРТВЫ

Регулятор в действии

«Сегодня государство проводит достаточно жесткую политику: новые правила размещения страховых резервов, требования к составу собственных средств – все это должно способствовать общему росту финансовой устойчивости российских компаний», – говорит первый заместитель гендиректора «Ренессанс-страхования» Сергей Ковальчук. В конце 2003 года поправками к закону об организации страхового дела были введены новые требования к размерам уставных капиталов операторов рынка. Для компаний, занимающихся life-бизнесом, минимальная планка установлена на уровне 60 млн рублей; для осуществляющих иные виды страхования – 30 млн; для перестраховщиков – 120 млн рублей. К 1 июля 2004 года компании должны были сформировать капиталы в размере не менее одной трети от названных сумм. С этой задачей не справились более 200 компаний. 1 июля 2006 года минимальные размеры удвоились. В результате лицензии потеряли 133 страховщика, правда впоследствии почти половина из них сумела вернуться на рынок. Завершающий этап «завинчивания гаек» намечен на 1 июля 2007 года. Росстрахнадзор предъявит к страховщикам дополнительные, качественные, требования – они должны будут привести в соответствие с приказом Минфина № 149н структуру активов, принимаемых в покрытие собственных средств. «Накачивать» капиталы векселями и другими сомнительными способами станет затруднительно.

Журнал «Финанс.» №48 (185) 11 — 17 декабря, 2006 — Страхование
Ксения Леонова

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.