Контракт для избранных

Принадлежащее «Трансмашхолдингу» предприятие получит большую часть планируемого контракта между РЖД и Siemens по поставке 60 поездов стоимостью 1,5 млрд евро. С остальными российскими партнерами немецкий холдинг пока не определился. Он выбирает из списка в 69 поставщиков комплектующих, который ему в мае передали «Российские железные дороги». Для осуществления контракта Siemens необходимо локализовать производство как минимум наполовину. «По проекту строительства высокоскоростных поездов у РЖД изначально были высокие требования по степени локализации производства, — рассказывает Наталья Одинцова из ИК «Проспект». — Предварительно говорилось о 50-70%». Первый поезд должен встать на рельсы к концу 2007 года, а последний — в 2015 году.

Демиховский завод изначально был фаворитом для сборки высокоскоростных поездов — он является основным российским производителем электропоездов, занимая 80% рынка. Его единственный конкурент — Торжокский вагоностроительный завод. Несмотря на это, еще в 2004 году РЖД и немецкий концерн обсуждали возможность сборки поездов на принадлежащем монополии Московском локомотиворемонтном заводе. Но впоследствии они отказались от этой идеи из-за неподходящей технической базы ремонтного завода. Однако есть и другая причина. По словам анонимного сотрудника РЖД, Демиховский завод тогда не рассматривался потому, что он принадлежал группе «Ист Лайн» (она управляет аэропортом «Домодедово»), по случаю купившей его у менеджмента в 2002 году. И компания Геннадия Фадеева просто не захотела отдавать столь крупный контракт на откуп «незнакомым» предпринимателям. Поняв, что заработать на непрофильном активе не получится, «Ист Лайн» продала Демиховский завод вместе с Октябрьским электровагоноремонтным и «Центросваром». Покупателем стала компания UG Trans, которую возглавлял Максим Авдеев, бывший генеральный директор компании «Энергопром» (входит в империю владельца УГМК Искандера Махмудова, миллиардера № 19 в рейтинге «Ф.»). Впоследствии «Трансмашхолдинг», также подконтрольный уральскому олигарху, приобрел 75% долей UG Trans.

Однако остаются сомнения в том, что РЖД действительно требуются новые поезда. Ведь в России пока просто нет железнодорожных магистралей, по которым они смогут двигаться. Наталья Одинцова говорит о том, что такие пути сложно построить, и вспоминает суровую российскую погоду: «Железнодорожных магистралей в таком климате, как российский, фактически не существует. Чтобы пустить высокоскоростные поезда, немало сил нужно приложить для выпуска нужных рельс и шпал». По плану РЖД поезда Siemens прежде всего пойдут по направлению Москва — Петербург — Хельсинки. Монополия намерена вложить 15 млрд рублей до 2007 года в его модернизацию. Кроме того, РЖД ожидает, что высокоскоростные поезда свяжут несколько других российских городов, например Омск — Новосибирск, а также Москву с Нижним Новгородом, Ростовом и Киевом. «Не так уж и много направлений, на которые можно поставить высокоскоростные поезда, — резюмирует Елена Сахнова, аналитик ОФГ. — Это потребует огромных инвестиций на замену железнодорожного полотна. А как показал неудачный опыт 2001 года, когда РЖД пытались построить высокоскоростную дорогу Москва — Санкт-Петербург, эти вложения не всегда оправданны».

Журнал «Финанс.» № 22 (112) 13-19 июня 2005 — Компании
Андрей Школин

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.