Russkaya Birzha с Олегом Мальцевым. №41 (227) 29 октября — 04 ноября 2007

ПРОЕКТ ПО ЗАПУСКУ ТОРГОВ ПО­СТАВОЧНЫМИ НЕФТЯНЫМИ ФЬЮЧЕРСАМИ ПРОВАЛИЛСЯ – НОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ОКАЗАЛСЯ НИКОМУ НЕ НУЖЕН

Год назад в торжественной обстановке на Нью-Йоркской товарной бирже (NYMEX) официально открылись торги новым финансовым инструментом – фьючерсом на российскую экспортную нефть Russian export blend crude oil (REBCO). По этому случаю на церемонию приехал Кирилл Андросов, замминистра экономического развития и торговли. Именно его министерство представляло государство в подготовке этого проекта. В дальнейшем чиновники рассчитывали перевести торги на российскую территорию, пока же контракт должен был обращаться в системе электронных расчетов CME Globex. Размер одного лота установлен в 1000 баррелей, физическая поставка предусматривалась из порта в Приморске, срок доставки – один календарный месяц. После появления фьючерса формирование цен на российскую нефть должно было стать более прозрачным. Именно этого качества не хватает традиционному ориентиру – баррелю марки Urals, текущую стоимость которого публикуют два специализированных агентства (Platts и Argus Media). А ведь это не просто индикатор, позволяющий судить о динамике сырьевого рынка. К котировкам Urals привязаны экспортные пошлины российских нефтедобытчиков и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Биржевые торги REBCO могли решить проблемы с прозрачностью – разумеется, если бы ликвидность рынка оказалась достаточно высокой. Кстати, в запуске нового фьючерса участ­вовал совладелец «Альфа-групп» Алексей Кузьмичев. В 2001 году «Альфа» уже пыталась организовать торговлю нефтью, экспортируемой по трубопроводу «Дружба». Однако первая попытка завершилась неудачей. Судя по всему, такая же судьба уготована второй. За прошедший год на NYMEX не заключались сделки по контракту, в системе лишь присутствовали расходящиеся заявки продавцов и покупателей.

Почему же рынок проигнорировал фьючерс на REBCO? В этой истории изначально было слишком много политики и личных амбиций и слишком мало реальных экономических предпосылок для успешного исхода. Нефтедобытчики, которые могут обеспечить физическую поставку сырья, не стали пересматривать привычные для себя схемы работы. Система налогообложения сегодня такова, что при стоимости барреля выше цены отсечения в $27 у них нет стимулов для хеджирования ценовых рисков продажей фьючерсов. Собеседники «Ф.» обращают внимание еще и на технические сложности в исполнении поставочного контракта. График экспортных транспортировок через систему «Транснефти» утверждает Минпромэнерго, причем раз в квартал. В результате возможна ситуация, когда продавец физически не успеет организовать поставку в отводимый срок. В отсутст­вие хеджеров инструмент проигнорировала и другая категория игроков – спекулянты. В России им доступен фьючерс на нефть Urals, который обращается в FORTS и является расчетным, то есть не предусматривает физическую поставку. Правда, его ценообразование зависит от тех самых «непрозрачных» котировок, которые публикуют агентства по итогам опроса трейдеров. В сентябре в FORTS заключено 297 сделок с ноябрьским и декабрьским контрактами на 48 млн рублей, а число открытых позиций составило 3510.

buy

Сделки репо позволяют эффективнее управлять ликвидностью, увеличивать доходность инвестиций и экономить на «маржиналке»60

sell

Какие бы обещания ни содержались в комфортном письме, это будут всего лишь моральные обязательства его автора

Журнал «Финанс.» №41 (227) 29 октября — 04 ноября 2007 — Инвестиции

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.