Афиша. 25-31 август 2003

Кино. На прошлой неделе на московские экраны вышел фильм режиссера Гора Вербински «Пираты Карибского моря: проклятие черной жемчужины». Двойное название — изначальная претензия на сиквел: если фильм принесет хорошие кассовые сборы, к нему скорее всего будет снято продолжение, не менее дорогостоящее, чем сама «Черная жемчужина». На новый пиратский блокбастер, участие в котором приняла и знаменитая студия Walt Disney, компания-производитель Touchstone Pictures затратила $125 млн.

…Пираты давным-давно умерли, но они обязательно воскреснут, чтобы вернуть пропавшее из сундука сокровище — золотой медальон. Он подарен молодой красавице Элизабет (Кира Найтли), но таинственный талисман оказывается черной меткой, которая приносит ей и ее другу Уиллу Тернену (Орландо Блум) сплошные неприятности. Ожившие головорезы, которых возглавляет великий и ужасный Капитан Барбоссой (Джеффри Раш), похищают беззащитную девушку. Но, разумеется, против пиратов, отравляющих жизнь всего Порта Ройал, найдется эффективное противоядие. Капитан Джек Спэрроу, роль которого играет украшенный косичками, но от этого ставший только более мужественным Джонни Депп, соберет команду отважных матросов, к которым присоединится и несчастный влюбленный, и они все вместе двинутся в самое логово пиратов. Несметные сокровища, драки на кораблях, отчаянный звон шпаг, любовь и непременный хеппи-энд. Пиратам Карибского моря на этот раз придется несладко.

Тему пиратства, морских приключений и полных опасностей странствий продолжает новый полнометражный анимационный фильм «Синдбад — легенда семи морей» от компании Dreamworks. B свое время именно она выпустила нашумевшего «Шрека» и «Муравья Антца», а теперь решила экранизировать одну из сказок «Тысячи и одной ночи».

Могущественная и прекрасная богиня Хаоса Эрис крадет Книгу мира — вещь, от которой зависит слишком многое. В пропаже ложно обвиняют Синдбада — бесшабашного моряка-араба, который прожигает жизнь в поисках приключений. Их на его долю достается сполна: чтобы спасти жизнь лучшего друга Протеуса, ему предстоит отправиться в царство Эрис, где его поджидают гигантский скорпион, змея и 120-метровая ледяная птица Рок. В погоне за злополучной книгой его будет сопровождать очаровательная Марина — невеста Протеуса, которая, зная безалаберный характер Синдбада, решает лично проконтролировать дело спасения своего возлюбленного.

60-миллионный «Синдбад» (а именно такую сумму затратили на него создатели) — из тех фильмов, которые многое теряют при дублированном переводе: в англоязычном оригинале главный герой говорит голосом Брэда Питта, красавицу Марину озвучивает не менее соблазнительная Кэтрин Зета-Джонс, над речью демонической Эрис работает Мишель Пфайффер, а за Протеуса слова произносит Джозеф Файнс.

Выставки. Актуальное искусство вырывается на волю, предпочитая пыльным стенам галерей неосвоенные пространства. 29 августа на Клязьминском водохранилище, в Бухте Радости, стартует 2-й фестиваль современного искусства на открытом воздухе «АртКлязьма», который продлится до 7 сентября.

В прошлогоднем фестивале участие приняли более ста художников из России, Украины и США. В этом году география «АртКлязьмы» существенно расширится: организаторы обещают представить работы из Великобритании, Германии, Голландии, Италии, Чехии, Грузии и других стран. Будут и кураторские проекты концептуалистов Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, Дмитрия Гутова, Олега Кулика, политического художника номер один Анатолия Осмоловского, американцев Джеффри Дейча и Лоры Мартин, а также англичанки Патриции Эллис. Современное искусство — понятие широкое. Жажда новизны объединит живопись и граффити, инсталляции и перформансы, архитектуру и ландшафтные проекты, видеоарт и альтернативную моду. Впрочем, волна экспериментов обрушится и со стороны невизуальных искусств: музыканты и поэты поделятся со зрителями результатами поисков необычного звучания и авангардной словесной формы.

Зависимость между приближением Дня города Москвы и числом мероприятий, которые организаторы торопятся приурочить к этому событию, прямо пропорциональна. 28 августа в Фотогалерее им. братьев Люмьер открывается фотовыставка «Московский фотограф. Две эпохи — одна Москва», которая продлится до 11 сентября.

Две эпохи, два мира, две жизни. Москва советская — это исчезнувшая теперь Сухаревская башня, канувшие в лету двухэтажные троллейбусы, праздничные парады и легкий привкус ностальгии. Москва современная — блестящие корпуса иномарок, сияющий террариум витрин, деловая жесткость и устремленность в будущее.

На выставке представлены работы известных советских фотографов, чье творчество становится все более востребованным: ставшее историей время требует дани памяти, а на снимках Эммануила Евзерихина, Бориса Игнатовича и Наума Грановского время остановилось в пределах 30-50-х. Это художественно осмысленный документ, как и фотографии Александра Потресова, которому удалось схватить настроение оттепели, и кадры Льва Бородулина — монументалиста советской фотографии. Как, впрочем, и работы современных художников — Сергея Борисова, запечатлевшего Москву времен перестройки, Владимира Шахлевича и Сергея Конюхова, рисующих образ столицы сегодняшнего дня, и тонкого художника Владимира Клавихо-Телепнева, который представит цикл фотографий «Сталинский ампир».

Москва раскалывается на две эпохи, но они не распадаются, потому что скреплены общим звеном — архитектурой. Здание Большого театра, Кремль, старинные особняки столицы по-прежнему находятся на своих местах. О том, что архитектура — это поэзия в камне, напоминает серия изысканных работ Игоря Пальмина под названием «Архитектурные памятники».

Музыка. Сколько в Москве любителей реггей? По крайней мере, вполне достаточно, чтобы заполнить до отказа Дворец спорта «Лужники». Именно там 30 августа состоится Первый международный реггей-фестиваль. Это будет пятичасовой марафон, в котором примут участие музыканты с Ямайки — «король даба» Mad Professor (настоящее имя — Нил Фрейзер. — «Финанс.») и певец и продюсер Lee Scratch Perry, который работал совместно с такими музыкантами, как Боб Марли, Линда Маккартни, The Clash. He менее любопытным обещает быть и выступление англичан The Robotiks, молодой и перспективной харьковской команды «Пятница» и российских групп «Карибасы», Jah Division и Marksheider Kunst. Известно, что в качестве специального гостя участие в фестивале примет Борис Гребенщиков, и это будет его последнее выступление перед двухмесячной паузой: главный отечественный рок-гуру собирается хранить обет музыкального молчания вплоть до концерта, посвященного собственному 50-летию, который состоится в последний день октября. Но об этом журнал «Финанс.» вам еще расскажет.

Нынешний год богат на музыкальные юбилеи. Вот и группе «АукцЫон» в эти выходные стукнет двадцать. Празднование растянется на весь уик-энд: 29 и 30 августа в московском клубе «16 тонн» команда во главе со своим бессменным лидером Леонидом Федоровым будет принимать поздравления и петь песни. Субботнее и воскресное выступления скорее всего дублировать друг друга не будут: на «АукцЫоне» выставляется штучный товар, и на каждом концерте раскладка песен не похожа на предыдущую.

Свою первую группу Леонид Федоров собрал еще будучи школьником — в 1978 году. Из этой затеи начало кое-что получаться только в начале 80-х. К тому времени Федоров уже учился в Политехническом институте, увлекался пост-панком и группой The Clash. Именно тогда во все еще безымянной музыкальной компании появляется начинающий поэт и ди-джей Олег Гаркуша, который привносит в группу свои довольно странные тексты и неуемный артистизм. Гаркуша тесно общается с музыкантами из «Аквариума», и они советуют вступить в Ленинградский рок-клуб. Ради такого события пришлось срочно сочинять название. Происходило это следующим образом: Леонид Федоров со товарищи открыли словарь и стали просматривать все, что было на букву «А». Слово «аукцион» всем вполне приглянулось, название прижилось, пока спустя несколько лет барабанщик Борис Шавейников не реформировал законы русского языка в отдельно взятом слове. Так появился на свет «АукцЫон».

Театр. Записные театралы и заядлые балетоманы уже давно с нетерпением ждут 26-го числа. Именно в этот день откроется Московский международный фестиваль балета Grand Pas. Ha четыре дня в конце августа сцены Большого и Малого театров будут отданы во власть трех всемирно известных танцевальных компаний: французской «Балет Прельжокаж», британской «Рамбер» и израильского театра современного танца под названием «Киббутц».

Стартует фестиваль на сцене Малого: французы дают две «короткометражные» постановки — «Благовещенье» на музыку Стефани Рой и Антонио Вивальди и «Весну священную» Стравинского. Постановки Анжелена Прельжокажа всегда вызывают споры своей эротической провокационностью: его танец называют и завораживающим, и эпатирующим.

28 августа «Киббутц» представит новаторский балет хореографа Рами Биера под названием «Screen Saver — танцы в постели». Рами Биер широко использует современные технические возможности. И это не только потрясающий световой дизайн, но и компьютерная графика и видеопроекции.

На следующий день на сцене Большого английский «Рамбер» представит вниманию москвичей три одноактных балета: «Мимолетность» в постановке Ханса ван Манена, «Предчувствие» хореографа Уэйна Макгрегора и «Танец признаков» от Кристофера Брюса. Один вечер будет наполнен разной музыкой, разными настроениями и разными эмоциями.

Завершит фестиваль заключительный гала-концерт с участием гостей и звезд российского балета, который пройдет 30 августа на сцене Большого театра.

Журнал «Финанс.» № 24 (25-31 август 2003) — Отдых

Подписывайтесь на телеграм-канал Финсайд и потом не говорите, что вас не предупреждали: https://t.me/finside.