ХИМПРОМ На пороге биржи

Только одна компания из отрасли – Amtel-Vredestein успешно продала свои акции на Лондонской фондовой бирже (LSE) еще в 2005 году. Но еще четыре лидера из первой десятки в скором времени собираются провести IPO. Ближе всех к фондовой бирже находится «Уралкалий». Компания Дмитрия Рыболовлева уже заключила договор об андеррайтинге с «Тройкой Диалог» и UBS, также выплатила невиданные для химической отрасли дивиденды в 5,2 млрд рублей (около 70% чистой прибыли за весь 2005 год). До конца года на LSE планируется продать 29% акций. Пойти по стопам «Уралкалия» собираются МХК «Еврохим», «Нижнекамскнефтехим» и «Акрон». Но чуть позже – в 2007-2008 годах. Их владельцы считают, что компании пока еще недостаточно выросли для «справедливой», то есть лучшей оценки инвесторами.

Еще три-четыре года назад в химической промышленности о LSE никто даже и не мечтал. В лучшем случае речь шла о привлечении в бизнес стратегического партнера. Например, тот же «Уралкалий» участники рынка неоднократно «продавали» BHP Billiton. По-видимому, переговоры все же шли, но их участникам никак не удавалось договориться о стоимости. Все поменялось с увеличением мировых цен на энергоносители. Для нефтехимической промышленности, например «Нижнекамскнефтехима» или «Амтела», это означало подорожание сырья. А для производителей удобрений – «Еврохима», «Уралкалия», «Акрона» или «Сильвинита» – возможность неплохо заработать. Большую часть своей продукции они отправляют на экспорт. И в своем производстве они используют не дорогую нефть, а газ. А внутренние цены на голубое топливо ограничены правительством и для промышленных потребителей не превышают $45 за 1000 кубометров, в то время как поставки в Европу «Газпром» осуществляет по $230-260. По сути, газовая монополия субсидирует производство удобрений.

В итоге чистая рентабельность «Сильвинита» превышает 32%, а «Уралкалия» – 38%. Таких результатов не достигают даже нефтяники, у которых сверхдоходы забирает государство в Стабилизационный фонд. Показатели производителей минеральных удобрений могли бы быть еще лучше, если бы не огромное отставание в технологиях от западных конкурентов. Результат этого – повышенные издержки. Например, предприятия МХК «Еврохим» по выпуску аммиака (сырья для азотных удобрений) построены еще в 70-х годах прошлого века. И на производство ими 1 тонны аммиака уходит 1150 кубометров газа. На Западе тратится всего 920 кубометров. В случае вступления России в ВТО и выравнивания внутренних цен на газ с общемировыми рентабельность производства удобрений на устаревших мощностях резко снизится.

Другая проблема – исчерпанность потенциала для дальнейшего увеличения производства. Мощности по выпуску ключевых химических товаров используются практически полностью. Поэтому проведение IPO нужно не только владельцам бизнеса, желающим «выйти в cash», но и самим компаниям для привлечения средств под программы модернизации. Например, «Уралкалий» собирается вложить во внедрение современных технологий и увеличение мощностей $2,5 млрд в течение 10 лет. Программа холдинга «Акрон» до 2015 года предусматривает инвестиции в размере $1,4 млрд. Перед нефтехимиками проблема модернизации производства настолько остро не стоит. Хотя и они собираются делать немалые вложения в свой бизнес. Например, «Нижнекамснефтехим» собирается инвестировать $940 млн до 2012 года.

Пожалуй, главный положительный момент для производителей минеральных удобрений – неминуемый подъем внутреннего потребления вследствие старта национального проекта по поддержке сельхозпредприятий. С начала 90-х годов внутренний рынок удобрений находился в стагнации. Объем потребления не превышал 4 млн тонн в год – производство одного «Акрона». Кстати, у него 85% выручки от реализации удобрений в 2005 году приходится на зарубежные поставки. Сильная зависимость от экспорта и отсутствие внутренней поддержки мешает производителям уверенно себя чувствовать. Но тенденция увеличения внутреннего потребления, если она и появилась, будет окончательно видна по итогам 2006 года.

КРУПНЕЙШИЕ КОМПАНИИ ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Место

Компания

Выручка в 2005 г., млн руб.

Рост выручки, %

Чистая прибыль в 2005 г., млн руб.

1

Сибур1

106 580

25

10 858

2

Салаватнефтеоргсинтез

63 998

89

426

3

МХК Еврохим

53 534

23

9342

4

Нижнекамскнефтехим

48 069

26

925

5

Акрон

22 748

31

4998

6

Уралкалий

20 721

77

7639

7

Башкирская химия

20 153

н. д.

1131

8

Апатит

19 780

-2

-4915

9

Амтел-Фредештайн

18 996

37

-2293

10

Сильвинит

16 547

60

5318

1 В основной таблице показатели «Сибура» консолидированы в «Газпроме».

Журнал «Финанс.» № 36 (173) 18-24 сентября 2006 – Главная тема
Андрей Школин